Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 ноября 2006 г. N Ф03-А16/06-2/4005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления ветеринарии при Правительстве Еврейской автономной области - Мартынюк И.В., представитель по доверенности от 18.05.2006 N 182, Лукьянова М.К., представитель по дов. от 13.06.2006 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области на решение от 18.07.2006 по делу N А16-512/2006-4 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Управления ветеринарии при Правительстве Еврейской автономной области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании недействительными решений.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2006 года.
Управление ветеринарии при Правительстве Еврейской автономной области (далее - Управление ветеринарии) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением, с учетом его уточнения, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) зачесть Управлению ветеринарии излишне уплаченную сумму страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 39700 руб. в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.
Решением суда от 18.07.2006 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). При этом в соответствии с положениями указанного Кодекса контроль за уплатой названных страховых взносов возложен на налоговые органы.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, инспекция налоговой службы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что положения статьи 78 НК РФ не распространяют свое действие на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не отвечают понятию налога или сбора, закрепленному в статье 8 НК РФ, и налоговый орган не вправе произвести возврат ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Управление ветеринарии дважды обращалось в инспекцию налоговой службы с заявлениями с просьбой о зачете ошибочно перечисленных им страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии. Налоговый орган письмами от 06.10.2005 N 09-23/6159 и от 15.11.2005 N 09-23/6938 сообщил, что заявления Управления ветеринарии не подлежат исполнению в связи с тем, что порядок зачета или возврата данных взносов не урегулирован законодательством о налогах и сборах, в связи с чем инспекция налоговой службы не имеет оснований для их возврата.
Управление ветеринарии 19.10.2005 обратилось в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району с аналогичным заявлением, на что был получен ответ от 25.10.2005 N 3137 о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов должен осуществляться налоговыми органами.
Не согласившись с действиями налогового органа по отказу в произведении зачета излишне уплаченных страховых взносов, Управление ветеринарии обжаловало отказ в арбитражный суд.
Арбитражный суд при рассмотрении спора, правильно установив фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ и обосновал свои выводы подлежащими применению нормами законодательства.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом и территориальным органом Пенсионного фонда РФ наличие у Управления ветеринарии переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 39700 руб. по причине ошибочного указания кода бюджетной классификации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со статьей 2 названного Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку Федеральный закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, то суд правомерно указал, что применению подлежат нормы Налогового кодекса РФ, статья 78 которого устанавливает порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Согласно пункту 13 названной нормы права правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Кроме этого, пункт 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба России является администратором поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, и возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из изложенного следует, что налоговые органы не освобождены от обязанности по зачету (возврату) излишне уплаченных страховых взносов.
Довод заявителя жалобы о том, что действующее законодательство не содержит правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов налоговыми органами является ошибочным, опровергается вышеприведенными законодательными актами и во внимание судом кассационной инстанции не принимается.
Таким образом, арбитражный суд правомерно признал незаконным отказ инспекции налоговой службы в зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов по причине указания их плательщиком неправильного кода бюджетной классификации, и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Управления ветеринарии как плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязал налоговый орган зачесть в уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии излишне уплаченные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Таким образом, основания для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы инспекции налоговой службы у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.07.2006 по делу N А16-512/2006-4 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 ноября 2006 г. N Ф03-А16/06-2/4005
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании