Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4939
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 03.07.2006, постановление от 19.09.2006 по делу N А51-19981/2005 28-442 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа" к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Министерству труда и социального развития РФ, третье лицо: открытое акционерное общество "Приморское агентство авиационных линий", о взыскании 8253675 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2006 года.
Открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Министерству труда и социального развития, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации о взыскании 8253675 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам-инвалидам и лицам, их сопровождающим по оплате проезда в 2002 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Приморское агентство авиационных компаний".
Определением от 14.11.2005 суд выделил в отдельное производство исковые требования истца о взыскании 23600 руб. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льготного проезда инвалидам Красноярского края.
Решением суда от 03.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2006, исковые требования удовлетворены в полном размере за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства, предусмотренные ФЗ "О социальной защите инвалидов" на реализацию льгот данной категории граждан, выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно возложил на него ответственность по возмещению понесенных истцом расходов, поскольку последним не доказано, что ответчик совершил незаконные действия (бездействие), являющиеся основанием для возмещения убытков.
Указывает на то, что Министерство финансов РФ свои обязательства по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов" выполнило в полном объеме.
Также заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и права на льготу у лиц в соответствии с законодательством РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "Владивосток-Авиа" во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставило инвалидам и лицам их сопровождающим в 2002 году льготы по оплате проезда на воздушном транспорте на сумму 23600 руб.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены требования об их взыскании в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставлено право бесплатного проезда во всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Статьей 4 названного Закона установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, действовавшим в спорный период, предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, установлено Министерство финансов РФ.
Судом установлено, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрена передача из Фонда компенсаций денежных средств Красноярскому краю для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 273327 тыс. руб. Нецелевое использование этих средств фонда из материалов дела не усматривается.
Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ на основании статьи 16 ГК РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2006 по делу N А51-19981/2005 28-442 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4939
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании