Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-2/4744
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю на решение от 18.08.2006 по делу N А51-18769/05 30-521 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению закрытого акционерного общества "Ф" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю о признании недействительными решения N 6421 от 27.09.2005, требования N 77457 от 06.09.2005, признании незаконными действия о приостановлении операций на счетах в банках.
Резолютивная часть постановления от 13 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2006 года.
Закрытое акционерное общество "Ф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения N 6421 от 27.09.2005, требования N 77457 от 06.09.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган), а также незаконными действий инспекции по принятию решений N 736 от 27.09.2005 и N 737 от 27.09.2005 о приостановлении операций по счетам общества.
Решением от 18.08.2006 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными обжалуемые требование и решение о взыскании пени, поскольку они не соответствуют требованиям, установленным статьями 69, 70, 75 Налогового кодекса РФ, а также признал незаконными действия налогового органа по приостановлению расходных операций по расчетным счетам общества.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
Не согласившись с выводами суда, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой предлагает решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что выставленное им требование содержит все необходимые реквизиты, перечень которых установлен пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Кроме того, как полагает налоговый орган, правомерность начисления пени в спорной сумме подтверждается имеющимися в материалах дела документами и у него отсутствует обязанность дополнительно приводить в требовании суммы недоимки, так как недоимка по налогам выставлялась ранее в требованиях.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены принятого по делу судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в адрес общества направлено требование N 77457 по состоянию на 06.09.2005 об уплате пени по налогам в сумме 75957,17 руб. в срок до 16.09.2005, неисполнение данного требования послужило основанием для вынесения решения N 6421 от 27.09.2005 о взыскании пени за счет денежных средств на счетах банка и вынесены решения N 736 от 27.09.2005 и N 737 от 27.09.2005 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Общество, посчитав требование N 77457 от 06.09.2005 и действия, выразившиеся в вынесении решений о приостановлении операций на счетах в баках, не соответствующими нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушающими его права и интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что направленное инспекцией оспариваемое требование не соответствует нормам налогового законодательства.
Доводы жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, но во внимание не приняты, так как лишены правовых оснований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. Данное положение также закреплено правовой нормой пункта 1 статьи 69 НК РФ. Названная норма НК РФ гласит о том, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму налога и соответствующие пени.
Так, согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Исходя из буквального содержания вышеприведенных норм налогового законодательства, налоговый орган обязан был указать в требованиях сведения о сумме задолженности по налогу и период просрочки его уплаты. В оспариваемых требованиях указания о такой задолженности и период просрочки уплаты налога отсутствуют.
Данная позиция разъяснена в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Таким образом, анализируя содержание требования N 77457 от 06.09.2005, суд правомерно указал о несоответствии его положениям статьи 69 НК РФ.
Установленный законом порядок направления налогоплательщику письменного извещения о наличии у него недоимки, то есть неисполнения обязанности по уплате конкретного налога в установленный законом срок, является обязательным для налогового органа. При рассматриваемой ситуации, направленное требование не может быть признано соответствующим законодательству о налогах и сборах, а порядок - соблюденным.
Признав требование налогового органа об уплате пени недействительным, суд обоснованно признал недействительными и решение N 6421 от 27.09.2005 о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, а также решения N 736 и N 737 от 27.09.2005 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке" которые были вынесены на основании оспариваемого требования.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.08.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-18769/05 30-521 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным требования об уплате сумм пени.
Основанием для обращения в суд послужило то, что, по мнению налогоплательщика, оспариваемое требование не соответствует требованиям НК РФ. В частности, в данном документе отсутствует указание на размер недоимки, на которую произведено начисление пени.
Суд, рассмотрев дело, не принял во внимание довод налогового органа о том, что у него отсутствует обязанность дополнительно приводить в требовании сумм недоимки, так как недоимка по налогам выставлялась ранее в других требованиях.
По мнению суда, налоговый орган обязан был указать в оспариваемом требовании сведения о сумме задолженности по налогу и периоду просрочки его уплаты.
Так, в направленном налогоплательщику требовании об уплате суммы пени должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате начиная с которой производится начисление пени; процентная ставка пени; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.
На основании изложенного, суд признал требование налогового органа недействительным. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-2/4744
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании