Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-1/4875
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Ночевная О.В. - юрисконсульт по доверенности N 332 от 05.04.2006, от ответчика: Белоножко Т.Г. - представитель по доверенности N 19-11/1194 от 05.07.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 02.08.2006 по делу N А73-3843/2005-28 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" к Министерству финансов Хабаровского края, третье лицо Комитет социальной защиты населения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, о взыскании 594628 руб. 80 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - МУП ХПАТП N 1) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, третьему лицу - Комитету социальной защиты населения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о взыскании 594628 руб. 80 коп. расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2004 году пенсионерам, проживающим в сельской местности Хабаровского района края, бесплатного проезда на пригородных маршрутах.
В порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, истец уменьшил исковые требования до 553972 руб. 02 коп. в связи с уточнением количества поездок пенсионеров (л.д. 96-107, т. 2).
Решением от 02.08.2006 иск удовлетворен в уточненном размере со ссылкой на факт недофинансирования расходов истца по перевозке пенсионеров.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность решения суда проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края, мотивированной несоответствием решения нормам материального права, балансу истца и отчету Управления транспорта Администрации г. Хабаровска за 2004 год, а также предъявлением истцом недостоверных доказательств и завышением расходов.
В настоящем судебном заседании представитель ответчика кассационную жалобу поддержал в полном объеме, предъявил на обозрение часть переданных ему истцом проездных билетов, имеющих, по его мнению, явные пороки.
Представитель истца доводы Министерства финансов Хабаровского края отклонил из-за их несоответствия нормам материального права и пояснил, что в суде первой инстанции подлинные проездные билеты сторонами разделены пополам для проверки на предмет наличия или отсутствия в них дефектов и что при вынесении решения судом исследована половина этих билетов, которыми располагал истец, а ответчик свою половину не предъявил и в рассмотрении дела по существу не участвовал.
Наличие пороков билетов данный представитель отрицает, так как билеты без печати имели номера, а количество поездок льготников, правомерность использования льготных талонов, соответствие фамилий льготников спискам органа социальной защиты населения при посадке граждан на транспорт установить невозможно.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании не участвовало.
При рассмотрении кассационной жалобы установлено следующее.
Между комитетом социальной защиты населения Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Комитет соцзащиты) и МУП ХПАТП N 1 заключен договор от 05.01.2004 N 95, согласно которому последнее обязалось предоставлять льготы по перевозке пенсионеров, проживающих в сельской местности, автомобильным транспортом общего пользования, пригородного и междугороднего сообщения (в пределах административного района).
По условиям этого договора (пункт 2.1) указанной категории граждан льготы предоставляются на 10 поездок в месяц в течение года в соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Удовлетворяя иск в заявленном размере, суд первой инстанции установил, что за 2004 год общая стоимость льготных поездок граждан на транспорте истца составила 620849 руб. 12 коп., однако возмещение этой суммы выпадающих доходов из краевого бюджета составило 66877 руб. 10 коп. (платежные поручения от 26.03.2004 N 816, от 27.04.2004 N 1001).
Иск рассмотрен по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие Министерства финансов Хабаровского края, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с убытием его представителя за пределы края.
При этом судом не дана какая-либо оценка доказательств, относящихся к предмету и основанию иска, и не учтено, что ответчиком исковое требование оспаривалось в полном объеме из-за отсутствия в балансовых документах истца соответствующих убытков (выпадающих доходов), противоречий в документах статистической отчетности, незаконности включения в сумму расходов стоимости межрайонного проезда льготников, а также необоснованности округления истцом стоимости талонов.
Из протоколов судебных заседаний усматривается, кроме того, что истцом заявлены ходатайства о предъявлении суду дополнительных документов, а ответчиком - об ознакомлении с первичными документами по проезду льготников и что эти ходатайства удовлетворены, однако в обжалованном судебном акте в нарушение требований ст. 170 АПК РФ не отражены факты предъявления истцом суду и ответчику дополнительных доказательств, а также их существо и оценка.
Из пояснения присутствующих в настоящем судебном заседании представителей сторон следует, что истцом предъявлены суду подлинные проездные талоны и что сторонами эти талоны разделены пополам в целях их проверки на достоверность.
Согласно кассационной жалобе, по результатам проведенной ответчиком проверки (половины указанных первичных документов) установлены факты предъявления талонов неизвестного происхождения, однако разрешить вопрос о допустимости и количестве этих доказательств в рамках настоящего производства по делу не представляется возможным из-за отсутствия у суда кассационной инстанции соответствующих полномочий (ст. 286 АПК РФ).
В остальной части кассационная жалоба признана необоснованной.
В частности, факт несовпадения номеров пенсионных удостоверений с номерами, указанными в списках Комитета социальной защиты не может служить основанием отказа в иске, так как предприятие документально подтвердило указанные факты перевозки, и проверка этих обстоятельств при посадке пассажиров или при их перевозке нереальна.
Несостоятельными являются и ссылки ответчика об отсутствии у истца, исходя из бухгалтерской отчетности, расходов (выпадающих доходов), так как само по себе отсутствие этих выпадающих доходов в балансовых документах не лишает истца права предъявить другие достоверные доказательства по спорным фактам, поскольку иное не предусмотрено законом (ст. 68 АПК РФ о допустимости доказательств).
С учетом изложенного решение суда первой инстанции признано подлежащим отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить неполноту судебного исследования в отношении всего объема первичных документов (талонов) и количества талонов неизвестного происхождения для разрешения вопроса об объеме указанных сфальсифицированных доказательств и действительном размере выпадающих доходов истца, которые подлежат компенсации из краевой казны в силу Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Необходимо также проверить основание уменьшения истцом размера иска и связь данного уменьшения требования с округлением стоимости талонов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.08.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3843/2005-28 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-1/4875
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании