Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-2/4653
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "К" - Дюбанов О.В., директор, протокол от 20.07.2005; Шелеста Э.С., представитель по доверенности б/н от 20.07.2006, от МИФНС N 6 по Хабаровскому краю: Еремина О.Г., заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 05-10/9503 от 02.10.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 23.08.2006 по делу N А73-3796/2006-72 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2006. Полный текст постановления изготовлен 14.12.2006.
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - ООО "К") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - МИФНС N 6 по Хабаровскому краю) от 08.02.2006 N 13-33/252/370 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением арбитражного суда от 23.08.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение налогового органа от 08.02.2006 N 13-33/252/370 признано недействительным.
Судебный акт мотивирован тем, что на момент рассмотрения дела в арбитражном суде ООО "К" представлен в МИФНС N 6 по Хабаровскому краю полный пакет документов, подтверждающих право на применение налогового вычета, правомерность заявленных вычетов за III квартал 2005 года подтверждена налоговым органом.
В апелляционной инстанции дело повторно не рассматривалось.
Законность принятого Арбитражным судом Хабаровского края решения проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе МИФНС N 6 по Хабаровскому краю, считающей, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, привлечение общества к налоговой ответственности правомерно, поскольку на момент вынесения налоговым органом решения документы, подтверждающие право на применение налогового вычета, налогоплательщиком не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "К" с доводами налогового органа не согласилось, считает судебный акт принятым с правильным применением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем просит оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавших в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований к отмене или изменению судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "К" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2005 года МИФНС N 6 по Хабаровскому краю принято решение от 08.02.2006 N 13-33/252/370 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 60433 руб. 40 коп. Указанным решением обществу отказано в применении налогового вычета в сумме 326062 руб. и предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 302167 руб.
Основанием для привлечения к ответственности послужило неподтверждение обществом в нарушение положений статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации права на применение налогового вычета в сумме 326062 руб. в связи с непредставлением в налоговый орган поименованных в требовании МИФНС N 6 по Хабаровскому краю N 2179 от 17.11.2005 документов - счетов-фактур, полученных за III квартал 2005 года.
Не согласившись с принятым решением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Проверяя правомерность принятого налоговым органом решения и удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет.
При проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу статей 31, 88 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1-3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности, счета-фактуры).
Пакет таких документов по требованию налогового органа обществом представлен. Между тем об отсутствии счетов-фактур и платежных документов, подтверждающих оплату полученных товаров (работ, услуг) за III квартал 2005 года, налоговый орган не сообщил, но данное обстоятельство послужило основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
Полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что после представления обществом недостающих счетов-фактур и платежных документов МИФНС N 6 по Хабаровскому краю подтверждена правомерность заявленных вычетов за III квартал 2005 года.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная норма предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.
Вышеуказанные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 12.07.2006 N 266-О и N 267-О.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что факт представления обществом в полном объеме документов, подтверждающих право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, установлен судом первой инстанции и не оспаривается налоговым органом, вывод суда об отсутствии оснований для привлечения ООО "К" к налоговой ответственности следует признать правомерным.
Поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального и не допущено нарушений норм процессуального права, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.08.2006 по делу N А73-3796/2006-72 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов.
...
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-2/4653
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании