Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4862
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 01.08.2006, постановление от 12.10.2006 по делу N А51-6281/2006 36-144 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению социальной защиты населения Черниговского района, Администрации Черниговского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 25557,65 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению социальной защиты населения Черниговского района, Администрации Черниговского муниципального района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 25557,65 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате электроэнергии в 2004-2005 годах в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением от 01.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов.
Не согласившись с решением от 01.08.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Заявитель также оспаривает размер понесенных истцом затрат из-за неподтверждения их первичными платежными документами.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого решения от 01.08.2006 и постановления апелляционной инстанции от 12.10.2006, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом, истец в 2004-2005 годах на основании Федерального закона "О ветеранах" за счет собственных средств предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в МО Черниговский район и имеющим право на 50-процентную скидку.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 25557,65 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования, размер которых подтвержден актами сверки задолженности с отделом соцзащиты населения МО Черниговский район, актами сверки списков граждан, пользующихся льготой, составленных истцом и Управлением социальной защиты населения МО Черниговского района.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Исходя из главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в 2004 году средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" на финансирование льгот по ФЗ "О ветеранах" в бюджете Приморского края на 2004 год запланировано 376487 тыс. руб., из которых МО Черниговский район получило 3931 тыс. руб.
Согласно приложению 20 к Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Приморскому краю в Федеральном фонде компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан было запланировано 603376,2 тыс. руб. субвенций.
Доказательств нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ в 2005 году не обеспечили субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ "О ветеранах", а в 2004 году федеральный бюджет на 2004 год составлен без учета необходимых средств для реализации данного Федерального закона, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статье 16 Гражданского кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судами обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.2006 по делу N А51-6281/2006 36-144 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4862
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании