Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А59/06-1/4074
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 20.06.2006 по делу N А59-6753/06-С6 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" к Финансовому управлению администрации МО "город Южно-Сахалинск", администрации МО г. Южно-Сахалинска, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Департаменту здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска, 3-и лица: Отдел социальных выплат администрации г. Южно-Сахалинска, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области, о взыскании 135340 руб. 17 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению администрации МО "город Южно-Сахалинск", администрации МО г. Южно-Сахалинска, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Департаменту здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска о взыскании 135340 руб. 17 коп., составляющих задолженность от предоставления льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2004 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Отдел социальных выплат администрации г. Южно-Сахалинска, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области.
Решением от 20.06.2006 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в бюджет субъекта и муниципального образования выделялись не в объеме потребности. Остальные ответчики от ответственности освобождены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, полагающего его отменить как необоснованное и вынесенное с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных расходов инвалидам.
Указывает на то, что утвержденные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" целевые субвенции на реализацию льгот ЖКУ инвалидам в 2004 году в сумме 76093 тыс. руб. в доход бюджета Сахалинской области из федерального бюджета поступили в полном объеме, которые субъектом недоиспользованы в сумме 4813 тыс. руб., а не 4283791,29 руб. как полагает суд первой инстанции.
Отдел социальных выплат администрации г. Южно-Сахалинска в отзыве на жалобу ссылается на то, что средства субвенции, направленные Сахалинской областью на реализацию спорных льгот, использованы муниципальным образованием в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, МУП "КЖКХ и Б" в период с июня по декабрь 2004 года в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляло указанной категории граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным инвалидам льготам в спорный период истец обратился с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции дал надлежащую оценку предоставленным документам и, установив факт недостаточности финансирования денежных средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из бюджетных средств, правомерно возложил ответственность по возмещению убытков истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Факт предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом Федерации и органами местного самоуправления.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление, как установлено пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, является Министерство финансов РФ.
Согласно статье 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе федерального бюджета создан Фонд компенсаций, и приложением N 14 к данному Закону (распределение средств Фонда компенсаций на 2004 год) Сахалинской области в Фонде компенсаций запланировано и передано на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" 76093 тыс. руб., которые полностью распределены в бюджеты муниципальных образований Законом Сахалинской области "Об областном бюджете на 2004 год", в том числе МО "г. Южно-Сахалинск" в сумме 23906 тыс. руб.
Поскольку, как установлено судом, фактические расходы составили 19622208,71 руб., то МО "Южно-Сахалинск" в 2005 году были возвращены на счет Главного финансового управления Сахалинской области неиспользованные субвенции.
Во исполнение Закона Сахалинской области от 14.12.2005 N 90-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2005 год" МО "г. Южно-Сахалинск" предоставлена субвенция на погашение кредиторской задолженности по возмещению льгот инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", сложившейся по состоянию на 01.01.2005 (за счет остатков, неиспользованных по состоянию на 01.01.2005) в размере 4516876,72 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом и муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.
Таким образом, вывод суда о том, что объем запланированных и предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Сахалинской области недостаточен для финансирования всех льгот по ЖКУ по Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (ст. 15.6) за счет средств федерального Фонда компенсаций, правомерен и соответствует обстоятельствам дела.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Сахалинскую область - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет "г. Южно-Сахалинск", поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 135340,17 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.06.2006 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-6753/06-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А59/06-1/4074
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании