Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4824
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 25.07.2006, постановление от 09.10.2006 по делу N А51-7470/2006 36-195 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального учреждения "Администрация Тернейского муниципального района" к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 4099100 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2006. Полный текст постановления изготовлен 19.12.2006.
Муниципальное учреждение "Администрация Тернейского муниципального района" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании за счет соответствующей казны 4099100 руб. составляющих некомпенсированные муниципальному бюджету выплаты за 2003, 2004 г.г. по льготам специалистам, проживающим в сельской местности предусмотренным федеральным законодательством.
Решением суда от 25.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.10.2006, требования истца удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Законность принятых по делу судебных актов проверятся по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, полагающего их отменить, как вынесенные с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорное правоотношение сторон, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
При этом, заявитель ссылается на исполнение Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ своих обязательств, предусмотрев соответствующими законами о федеральном бюджете в Фонде компенсаций целевые средства на оплату льгот по ЖКУ специалистам села в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики", и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в том числе Приморскому краю соответственно на 2003 г. - 52621 тыс. руб., на 2004 г. - 39699 тыс. руб.
Оспаривая размер заявленных требований, заявитель жалобы ссылается на незаконное, в нарушение разъяснения Минфина РФ от 18.08.1998 N 10-03-02, предоставление и оплату льгот по холодному и горячему водоснабжению, вывозу мусора, оплате электроэнергии от использования электроприборов, как непредусмотренных законодательством, а также на неподтверждение предоставления льгот первичными документами учета по каждому льготнику.
Кроме того, заявитель оспаривает правомерность включения истцом в размер бюджетной компенсации налога на добавленную стоимость как противоречащей ст.ст. 143, ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Заявитель также ссылается на неправомерное неприменение судом срока исковой давности к заявленным требованиям.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период 2003-2004 г. компенсировал льготы предприятиям, предоставлявшим льготы отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Всего сумма понесенных затрат по компенсации жилищно-коммунальных льгот специалистам образования, медицинским работникам, работникам культуры и социальным работникам, проживающим и работающим на селе за счет средств муниципального бюджета за указанный период составила 5374,1 тыс. руб., из федерального бюджета истцу компенсировано 1275 тыс. руб.
Задолженность в сумме 4099,1 тыс. руб. осталась не возмещенной, что явилось основанием настоящего иска.
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села" и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания в соответствии с п. 1 ст. 36 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", имеют право на бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2003 году поступило 52622 тыс. руб., в 2004 году - 39699 тыс. руб. в пределах средств, утвержденных соответствующими законами РФ о федеральном бюджете. Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Муниципальному образованию Тернейский район для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности перечислены средства в размере 1043 тыс. руб. - за 2003 г. и 232 тыс. руб. - за 2004 г.
Между тем, указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской местности специалистам.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот, Министерством финансов не представлено.
Вместе с тем, имело место недофинансирование из федерального бюджета против фактических расходов муниципального бюджета согласно предоставленным отчетам во исполнение Постановления Правительства N 377.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Согласно статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальными и финансовыми средствами и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в том числе, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.
Остальные доводы заявителя жалобы были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
В том числе, довод Министерства финансов о пропуске истцом срока исковой давности правомерно не принят судом, поскольку истец обратился с иском в пределах установленного статьей 196 ГК РФ трехгодичного срока исковой давности, моментом начала течения которого является 01.01.2004, то есть когда по окончании финансового года (2003) и составлении годового отчета об исполнении бюджета истец узнал о возникших у него убытках.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.07.2006, постановление от 09.10.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7470/2006 36-195 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4824
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании