Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 апреля 2009 г. N Ф03-1447/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от прокурора Хабаровского края - Иванова Н.С., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном и гражданском процессе, удостоверение N 166904, от администрации города Хабаровска - Клименко Е.М., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 1.1-55-8, от третьего лица: ООО "ХФСК" - Набока А.С., представитель по доверенности от 21.06.2008 N 7-общ, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Хабаровского края на решение от 01.12.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А73-11427/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению прокурора Хабаровского края к администрации города Хабаровска, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Хабаровская финансово-строительная компания", о признании недействительными постановлений мэра города Хабаровска.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2009 г.
В Арбитражный суд Хабаровского края обратился прокурор Хабаровского края с заявлением о признании недействительными постановлений мэра города Хабаровска от 18.08.2005 N 1335 "О разрешении обществу с ограниченной ответственностью "Хабаровская финансово-строительная компания" выбора земельного участка для размещения административного здания в Центральном районе", от 29.09.2005 N 1558 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Хабаровская финансово-строительная компания" земельного участка для размещения административного здания и предоставлении земельного участка для его проектирования в Центральном районе", от 29.06.2007 N 1066 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Хабаровская финансово-строительная компания" земельного участка для строительства административного здания в Центральном районе".
Решением от 01.12.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009, в удовлетворении заявленных требований прокурору Хабаровского края отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе прокурор Хабаровского края предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить ввиду неправильного применения судом обеих инстанций статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изложенные в жалобе доводы представитель прокурора Хабаровского края поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
В отзывах на жалобу и в судебном заседании представители администрации города Хабаровска (далее - администрация) и общества с ограниченной ответственностью "Хабаровская финансово-строительная компания" (далее - ООО "ХФСК", предприятие) доводы жалобы отклонили и просили решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, так как при разрешении спора суды применили нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В свою очередь, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела, 08.08.2005 ООО "ХФСК" обратилось в администрацию города Хабаровска с заявкой на получение разрешения произвести выбор земельного участка для размещения административного здания. Местом расположения намеченного к строительству здания указан адрес: г. Хабаровск, ул. Шеронова N 62 - N 62А.
В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации мэром города Хабаровска издано постановление от 18.08.2005 N 1335 "О разрешении обществу с ограниченной ответственностью "Хабаровская финансово-строительная компания" выбора земельного участка для размещения административного здания в Центральном районе".
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление от 18.08.2005 N 1335 не является актом о предоставлении ООО "ХФСК" земельного участка для строительства и основанием для возникновения у общества права на земельный участок и на осуществление строительства на данном участке. Следовательно, ссылка Прокурора Хабаровского края на несоответствие постановления мэра города Хабаровска от 18.08.2005 N 1335 положениям пунктов 3, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановление мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Хабаровская финансово-строительная компания" земельного участка для размещения административного здания и предоставлении земельного участка для его проектирования в Центральном районе" издано в соответствии с указанными выше нормами.
Согласно пунктам 3, 4, 5 постановления мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 спорный земельный участок предоставлен в аренду обществу на период проектирования административного здания. На ООО "ХФСК" возложена обязанность провести формирование земельного участка.
С учетом требований подпункта 2 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и во исполнение пункта 5.1 постановления мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 ООО "ХФСК", заключив договор о формировании земельного участка от 12.04.2006 N 20/2006, осуществлены работы по формированию земельного участка.
Поскольку постановление мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 не содержит норм о предоставлении земельного участка под осуществление строительства, а принято во исполнение подпункта 2 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и в целях реализации одной из подготовительных стадий при решении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, ссылка прокурора Хабаровского края на нарушение администрацией города Хабаровска при издании оспариваемого постановления пунктов 3, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной.
Согласно постановлению мэра города Хабаровска от 29.06.2007 N 1066 ООО "ХФСК" из земель категории "земли населенных пунктов" предоставлен земельный участок площадью 1716,6 кв.м. с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0043 в аренду сроком на 3 года для строительства административного здания по улице Шеронова в Центральном районе согласно проекту границ для оформления земельного участка со сносом жилых домов N 62, N 62-а по улице Шеронова, являющихся муниципальной собственностью.
Прокурор Хабаровского края, ссылаясь на незаконность данного акта, указал на нарушение администрацией города Хабаровска положений пунктов 6, 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный земельный участок, по его мнению, мог быть предоставлен для осуществления строительства только по результатам проведения торгов в форме аукциона на приобретение права аренды земельного участка, как ранее сформированный и прошедший кадастровый учет 20.01.2005 за кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации путем проведения торгов.
Как следует из материалов дела, кадастровый план от 20.01.2005 составлен в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012, спорный же участок, сформированный во исполнение постановления мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558, договора от 12.04.2006 N 20/2006, расположен в иных границах и иной площадью и ему присвоен кадастровый номер 27:23:03 03 04:0043.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012 был сформирован под фактически возведенные дома, а не для строительства, в этой связи вывод судов обеих инстанций об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношения пункта 6 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации является правильным.
Кроме того, прокурор Хабаровского края не учел то обстоятельство, что на дату формирования спорного земельного участка последний был уже закреплен за ООО "ХФСК" по результатам проведенного в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбора земельного участка и предварительного согласования мест размещения объекта строительства.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Как следует из материалов дела, распоряжением мэра города Хабаровска от 03.11.2006 N 3439/1р были назначены публичные слушания по проекту межевания территории в границах ул. Муравьева-Амурского - ул. Гоголя-Уссурийский бульвар - ул. Шеронова в Центральном районе г. Хабаровска. Дата проведения публичных слушаний назначена на 24.11.2006 в 18 час, место слушаний - ул. Дикопольцева, 17 в г. Хабаровске. Информация о проведении публичных слушаний опубликована в газете "Хабаровские вести" 14.11.2006.
Отсутствие в информации конкретного вида строительства не может быть расценено как несоблюдение порядка установленного пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку информация о возможном предоставлении спорного земельного участка была опубликована до издания распоряжения от 29.06.2007 N 1066, ссылка прокурора Хабаровского края на нарушение администрацией пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, является необоснованной.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции при принятии обжалуемых прокурором судебных актов правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полной и всесторонней оценке доказательств, имеющихся в материалах дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А73-11427/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, кадастровый план от 20.01.2005 составлен в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012, спорный же участок, сформированный во исполнение постановления мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558, договора от 12.04.2006 N 20/2006, расположен в иных границах и иной площадью и ему присвоен кадастровый номер 27:23:03 03 04:0043.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012 был сформирован под фактически возведенные дома, а не для строительства, в этой связи вывод судов обеих инстанций об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношения пункта 6 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации является правильным.
Кроме того, прокурор Хабаровского края не учел то обстоятельство, что на дату формирования спорного земельного участка последний был уже закреплен за ООО "ХФСК" по результатам проведенного в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбора земельного участка и предварительного согласования мест размещения объекта строительства.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
...
Отсутствие в информации конкретного вида строительства не может быть расценено как несоблюдение порядка установленного пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку информация о возможном предоставлении спорного земельного участка была опубликована до издания распоряжения от 29.06.2007 N 1066, ссылка прокурора Хабаровского края на нарушение администрацией пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, является необоснованной."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2009 г. N Ф03-1447/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании