Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 февраля 2007 г. N Ф03-А73/06-2/5222
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2690
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ГУ ФРС по Хабаровскому краю и ЕАО: Филиппова В.Н., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2007, от ИП Лишая А.П.: Лишай А.П., предприниматель, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лишая Андрея Павловича на решение от 27.07.2006, постановление от 04.10.2006 по делу N А73-6921/2006-36 АП (АИ-1/1279/06-14) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению главного управления Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к индивидуальному предпринимателю Лишаю Андрею Павловичу о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 7 февраля 2007 года.
Главное управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - управление регистрационной службы) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Лишая Андрея Павловича, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации от 23.08.2001 N 27:23-ИП007247 (далее - предприниматель), по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2006, заявленные требования удовлетворены и предприниматель Лишай А.П. привлечен к административной ответственности по вышеуказанной норме права в виде наложения административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 5000 руб. При этом суд исходил из того, что материалами дела подтверждается вина предпринимателя как арбитражного управляющего в неисполнении обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе предпринимателя, поддержанной в судебном заседании, который просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как материалами дела не подтверждается его вина в нарушении законодательства о банкротстве, а выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Кроме этого, заявитель жалобы считает, что он ненадлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и управление регистрационной службы не является уполномоченным органом, которому предоставлено право составлять такие протоколы. По мнению предпринимателя, только органы милиции уполномочены составлять протоколы о нарушении законодательства о банкротстве.
Управление регистрационной службы в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклоняет, просит решение и постановление оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее выслушав мнение предпринимателя и представителя управления регистрационной службы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель Лишай А.П. назначен конкурсным управляющим в отношении пяти юридических лиц, признанных решениями Арбитражного суда Хабаровского края несостоятельными (банкротами) как отсутствующие должники.
В период проведения процедуры конкурсного производства конкурсным управляющим допущено невыполнение обязанностей, предусмотренных статьями 128, 228 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), в связи с чем управлением регистрационной службы составлен протокол об административном правонарушении от 22.06.2006 и направлено заявление в арбитражный суд о привлечении предпринимателя Лишая А.П. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Указанной нормой права предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния.
Судом вменено предпринимателю несоблюдение требований пункта 1 статьи 128 и пункта 2 статьи 228 Закона, выразившееся в том, что последний нарушил срок для публикации объявлений о признании предприятий - должников банкротами; кроме этого, указанные объявления не содержали сведений о дате закрытия реестра требований кредиторов; также конкурсный управляющий не уведомил всех известных кредиторов о банкротстве отсутствующих должников.
Констатировав указанные нарушения, арбитражный суд обеих инстанций не выяснил виновность лица в совершении административного правонарушения, хотя данное обстоятельство, в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ, подлежит обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, поскольку отсутствие наличия вины в совершенном правонарушении свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, что, в свою очередь, на основании пункта 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Установление наличия вины и причинной связи между действиями конкурсного управляющего и допущенными им нарушениями законодательства о банкротстве является обязательным при решении вопроса о привлечении последнего к административной ответственности, что также вытекает из требований части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Кроме этого, при рассмотрении данного вопроса, суду следует руководствоваться разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в соответствии с которыми выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При этом часть 5 статьи 205 АПК РФ устанавливает, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В нарушение указанной нормы права суд не выяснил причины и не установил вину предпринимателя в несвоевременной публикации объявлений о признании банкротами ЗАО "Строительное управление N 2 "Комсомольскэнергожилстрой", ООО "Антарес - Дальний Восток", ООО "Техновент" и ООО "Контрфорс - Дальний Восток", при том, что судебные решения по данным делам, принятые арбитражным судом, соответственно, 27 февраля, 14 марта, 4 апреля и 28 марта 2006 года в адрес конкурсного управляющего Лишая А.Н. не направлялись и получены им в суде, соответственно, 11, 6 апреля и 10 мая 2006 года.
Только в отношении одного предприятия должника, признанного банкротом, ООО "Строительное управление N 859", решение суда от 15.03.2006 направлено конкурсному управляющему заказным письмом 27.03.2006.
Указанные обстоятельства остались без внимания и оценки суда, а вывод апелляционной инстанции о том, что факт позднего получения предпринимателем судебных решений не доказан и не имеет правового значения, является ошибочным и противоречит требованиям статей 71, 205 АПК РФ и пункту 16 вышеуказанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Кроме того, не дана оценка доводам предпринимателя о том, что Федеральная налоговая служба, по инициативе которой возбуждены дела о признании вышеназванных предприятий - банкротами как отсутствующих должников, не является кредитором всех указанных предприятий, в связи с чем требует проверки факт нарушения предпринимателем пункта 2 статьи 228 Закона о банкротстве.
Пункт 2 статьи 142 вышеуказанного Закона устанавливает срок закрытия реестра требований кредиторов: по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Исходя из того, что дата закрытия вышеуказанного реестра установлена законодательно, как и обязанность по ее отражению при опубликовании сведений о признании должника банкротом, то при новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо дать оценку, является ли неуказание данной даты нарушением, влекущим административную ответственность по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и не основаны на их полном и всестороннем исследовании, то принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, при котором следует устранить отмеченные недостатки и с учетом установленных по делу фактических обстоятельств разрешить вопрос о привлечении конкурсного управляющего Лишая А.П. к административной ответственности.
Одновременно суд кассационной инстанции считает ошибочным довод заявителя жалобы об отсутствии у управления регистрационной службы полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, как противоречащий пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", подпункту 22 пункта 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 03.12.2004 N 183, и приказу Минюста РФ от 16.03.2005 N 22, утвердившему Перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в связи с чем указанный довод жалобы во внимание не принимается.
Является также ошибочным довод заявителя жалобы о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении как противоречащий материалам дела; кроме этого, указанный довод был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получил правильную и объективную оценку.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.07.2006, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6921/2006-36АП (АИ-1/1279/06-14) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 февраля 2007 г. N Ф03-А73/06-2/5222
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании