Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5322
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Придагин В.В. - начальник юридического отдела по доверенности от 26.12.2006 N 31/07, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Администрации Приморского края на решение от 24.07.2006, постановление от 26.09.2006 по делу N А51-6974/2006 36-219 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" к Министерству финансов Российской Федерации, Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района о взыскании 159206 рублей 15 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района о взыскании 159206 рублей 15 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в течение 2005 года льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Решением суда от 24.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2006, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов Администрации Приморского края. В иске к остальным ответчикам отказано.
Судебные акты мотивированы неисполнением органами власти субъекта Российской Федерации установленных федеральным законодательством расходных полномочий по финансированию из краевого бюджета в бюджеты муниципальных образований края средств для компенсации спорных расходов.
Законность решения и постановления проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Департамента финансов Администрации Приморского края, в которой он просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм права, в иске к Приморскому краю истцу отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы Департамент финансов Администрации Приморского края ссылается на то, что суд неправильно применил законодательство к спорным правоотношениям, в связи с чем, необоснованно возложил ответственность на казну Приморского края по компенсации льгот, поскольку Указ Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не предусматривает обязательств по финансированию льгот за счет субъекта федерации.
Представители ответчиков в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение, отзывы не представили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" в 2005 году в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предоставляло многодетным семьям, проживающим на территории МО Хорольский район, скидку в размере 30% по оплате тепловой энергии.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 159206 рублей 15 копеек на основании статьей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Размер предоставленных истцом льгот по оплате коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с вышеназванным Указом подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным Законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанный закон дополнен статьей 26.3, согласно которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе многодетных семей и одиноких родителей) осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 44 ФЗ N 173-ФЗ от 23.12.2004 "О федеральном бюджете на 2005 год" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные подпунктами 13, 21, 22, 23, 24, 27, 31, 41 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляются за счет средств их бюджетов.
Поскольку законодатель, определив в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта РФ по социальной поддержке и социальному обеспечению многодетных семей провел разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъекта РФ, то суд правомерно не нашел оснований для взыскания заявленных истцом расходов за счет казны РФ.
Не может быть принята во внимание ссылка Департамента финансов Администрации Приморского края на ответственность Российской Федерации на основании положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку этот закон признан утратившим силу с момента вступления в силу ФЗ от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", то есть с 01.01.2005.
В силу Закона N 95-ФЗ от 04.07.2003 положения федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социальной поддержки и социального обеспечения граждан (в том числе многодетных семей), которыми определяется объем и порядок финансирования соответствующих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), применяются, если законами субъектов Российской Федерации по данному вопросу не установлено иное.
Как следует из материалов дела, на уровне субъекта Российской Федерации (Приморского края) закон, регламентирующий вопросы правового регулирования и финансового обеспечения в области социальной поддержки многодетных семей не принимался.
Из анализа указанных норм следует, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны были предусматриваться в 2005 году субъектом Российской Федерации в краевом бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
В Законе Приморского края N 200-КЗ от 29.12.2004 "О краевом бюджете на 2005 год" средства на компенсацию расходов, понесенных истцом и другими поставщиками жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с вышеназванным Указом, предусмотрены не были.
Поскольку орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Администрация Приморского края, не обеспечил Хорольский муниципальный район финансовыми средствами для реализации расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, а действующее законодательство не возлагает на администрацию Хорольского муниципального района или ее финансовый орган обязанности по финансированию данных льгот, то судом правомерно отказано в иске к данному ответчику.
Несостоятельны доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Департамент финансов Администрации Приморского края не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с пунктами 1.1. и 2.4. Положения о Департаменте финансов Администрации Приморского края (утверждено постановлением губернатора Приморского края N 728 от 25.09.2001) он является органом государственного управления финансами на территории Приморского края, входит в структуру Администрации Приморского края и имеет право выступать в арбитражных судах от имени казны Приморского края.
Поскольку решение от 24.07.2006 и постановление от 26.09.2006 приняты судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.09.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6974/2006 36-219 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5322
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании