Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5363
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморского краю на решение от 18.08.2006, постановление от 26.10.2006 по делу N А51-24/2006-27-68 Арбитражного суда Приморского края, по иску Даубихинской квартирно-эксплутационной части (домоуправление N 2) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Яковлевского муниципального района, третье лицо: Департамент финансов Администрации Приморского края, о взыскании 11153,49 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2007 года.
Даубихинская квартирно-эксплутационная часть (Домоуправление N 2) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Яковлевский район, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 11153,49 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в 2002 году отдельной категории граждан в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 18.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2006, исковые требования удовлетворены частично в сумме 5051,94 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с решением от 19.01.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Также указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые устанавливают, что расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств в спорный период на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Кроме того, заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и права на льготу у лиц в соответствии с законодательством РФ, а также пропуск срока исковой давности по предъявленным к Минфину РФ требованиям.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых решения и постановления апелляционной инстанции, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между Администрацией МО Яковлевский район (правопреемник администрации Яковлевского муниципального района) и Даубихинской КЭЧ 21.01.2002 заключен договор о возмещении расходов за жилищно-коммунальные услуги при предоставлении льготным категориям граждан в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 11153,49 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Статьей 24 Закона Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрено распределение средств, поступающих из Фонда компенсаций, на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 160752 тыс. руб., в том числе МО Яковлевский район - 685 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 5051,94 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Правомерно судом отклонены и доводы Министерства финансов РФ о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2002 году гражданам льготам по жилищно-коммунальным услугам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2003.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2006 по делу N А51-24/2006-27-68 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5363
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании