Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 января 2007 г. N Ф03-А51/06-2/5043
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю на решение от 10.10.2006 по делу N А51-5446/06 30-165 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Я.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления от 17 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 24 января 2007 года.
Индивидуальный предприниматель Я.Н. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган), выразившихся в отказе возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 22941 руб.
Решением суда от 10.10.2006 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что отказ налогового органа в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов противоречит положениям статьи 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, инспекция налоговой службы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что положения статьи 78 НК РФ не распространяют свое действие на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не отвечают понятию налога или сбора, закрепленному в статье 8 НК РФ, и налоговый орган не вправе произвести возврат ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель обратилась в инспекцию налоговой службы с заявлением от 15.11.2005 о возврате ошибочно перечисленных ею страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Налоговый орган письмом от 18.11.2005 N 08/17303 сообщил, что заявление предпринимателя не подлежит исполнению в связи с тем, что порядок зачета или возврата данных взносов не урегулирован законодательством о налогах и сборах, в связи с чем инспекция налоговой службы не имеет оснований для их возврата.
09.12.2005 предприниматель обратилась с жалобой на бездействие налогового органа в Управление ФНС России по Приморскому краю, которое решением от 12.01.2006 N 06-15/7/00167 оставило жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с действиями налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов, предприниматель обжаловала их в арбитражный суд.
Суд, признавая незаконным отказ инспекции налоговой службы, исходил из того, что возврат (зачет) ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данном случае должен осуществляться налоговыми органами, являющимися администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, и на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом наличие у предпринимателя переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 22941 руб. по причине ошибочного указания кода бюджетной классификации.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврата, однако порядок не определен.
Между тем, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 N 116н, осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба РФ является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, в Пенсионный фонд РФ.
Кроме этого, пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что применению подлежат нормы Налогового кодекса РФ, статья 78 которого устанавливает порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Согласно пункту 13 названной нормы права правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Из изложенного следует, что налоговые органы не освобождены от обязанности по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов.
Таким образом, вывод суда о том, что основания для отказа в возврате излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов в спорной сумме у инспекции налоговой службы отсутствовали, правомерен. Основания для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы инспекции налоговой службы у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.10.2006 по делу N А51-5446/06 30-165 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба РФ является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, в Пенсионный фонд РФ.
Кроме этого, пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что применению подлежат нормы Налогового кодекса РФ, статья 78 которого устанавливает порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Согласно пункту 13 названной нормы права правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2007 г. N Ф03-А51/06-2/5043
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании