Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5345
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 февраля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/68
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю на решение от 17.07.2006, постановление от 19.10.2006 по делу N А51-2915/06 13-29 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения филиала "Дальэнергосбыт" к Администрации Кавалеровского муниципального района, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 2353 руб. 34 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2007 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения филиала "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Кавалеровского муниципального района, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 2353 руб. 34 коп., составляющих расходы, связанные с реализацией льгот, предусмотренных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", в период с ноября 2003 года по декабрь 2004 года при оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим в Кавалеровском муниципальном районе.
Решением суда от 17.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2006 исковое требование истца удовлетворено за счет средств Казны РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с ноября 2003 года по декабрь 2004 года гражданам льгот по оплате коммунальных услуг на основании ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 N 5142-1.
Объем оказанных ОАО "Дальэнерго" этой категории граждан услуг, тарифные ставки на эти услуги и общую сумму расходов предприятия, сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 N 5142-1, Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", а также ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.
При этом судом установлено, что денежные средства на реализацию ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" из федерального бюджета в спорный период не выделялись.
Как следует из Приложения N 1 к Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ и Приложения N 1 к Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ в составе расходов бюджета субъекта предусмотрены средства на реализацию Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", которые распределены предприятиям муниципального образования, непосредственно понесшим расходы на обеспечение почетных доноров России лекарственными средствами и услугами зубопротезирования.
В данном случае Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных при реализации Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию закона, но в пределах своих финансовых возможностей. Однако объем передаваемых средств не покрыл расходы предприятий на предоставление льгот.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" из федерального бюджета не выделялись, судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации, и что надлежащим ответчиком правомерно признано Министерство финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны компенсироваться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены также обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему бюджетному законодательству, согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Несостоятельны доводы заявителя кассационной жалобы в части неподтверждения истцом объема предоставленных в спорный период льгот, поскольку в материалах дела имеются реестры потребления электрической энергии в спорный период, с указанием Ф.И.О. гражданина, основания получения льготы и суммы оказанных услуг, квитанции об оплате услуг с учетом льготы, акт сверки расходов, связанных с предоставлением льготы при оплате электроэнергии по состоянию на 01.01.2005, подписанный истцом и главой Администрации МО Кавалеровский район.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.07.2006, постановление от 19.10.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2915/06 13-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5345
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании