Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5020
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Смагарев Н.Я. - начальник отдела по доверенности N 893 от 11.12.2006, от ответчика: Славина Т.А. - юрисконсульт по доверенности N 17 от 03.07.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт" на решение от 10.10.2005, постановление от 14.09.2006 по делу N А51-8938/04 13-202 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 609534 руб. 96 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2007. Полный текст постановления изготовлен 30.01.2007.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 609534 руб. 96 коп., составляющих плату за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ.
Решением от 01.11.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 19.04.2005 (с учетом определения от 20.04.2005) решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 13.09.2005 (полный текст решения изготовлен 10.10.2005) исковые требования удовлетворены в части взыскания 568331 руб. 76 коп.; во взыскании 41202 руб. 24 коп. отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2006 решение изменено, в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Постановлением кассационной инстанции от 13.06.2006 постановление от 31.01.2006 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2006 решение от 10.10.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Восточный порт" просит отменить состоявшиеся судебные акты как несоответствующие нормам права. Ссылается на наличие двух ведомостей подачи и уборки вагонов за пользование одними и теми же вагонами, что в силу п. 1 параграфа 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности недопустимо; на несоответствие их требованиям по оформлению ведомостей подачи и уборки вагонов формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ; на то, что в актах общей формы отсутствуют данные о фактическом времени простоя согласно п. 2.4 Правил составления актов; в отдельных актах отсутствует штемпель станции составления, что, по мнению заявителя, лишает данные документы юридической силы. Указывает на неуведомление порта о времени подачи вагонов под выгрузку (ст. 34 УЖТ РФ, п. 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, п.п. 3.4, 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Восточный порт" поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе. Представитель ОАО "РЖД", возражая относительно доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность решения от 10.10.2005, постановления от 14.09.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены либо изменения не установил.
Как следует из материалов дела, в июле 2003 года истцом на основании актов общей формы за NN 632697, 632712, 632723, 632742-632744, 632749-632751, 632755 (всего 10 актов), ведомостей подачи и уборки вагонов NN 902624, 902627-902635 ответчику начислена плата за пользование вагонами за время их простоя на станции назначения - по неприему получателем груза по причине "неприема угольным комплексом, ввиду ремонтных работ по оси "Б"; выставлена счет-фактура от 12.05.2004 N 119 на сумму 609534 руб. 96 коп.
Неоплата ОАО "Восточный порт" предъявленной ко взысканию суммы послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 2 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 03.12.2000 N 2Ц3, зарегистрированных в Минюсте России 14.03.2001 N 2608 (действовавших в спорный период), предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В материалах дела представлены по 2 экземпляра актов общей формы за NN 632697, 632712, 632723, 632742-632744, 632749-632751, 632755, в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ОАО "Восточный порт" с указанием их номеров. Причиной задержки вагонов указано: "неприем угольным комплексом, ввиду ремонтных работ по оси "Б"; указано время начала и окончания задержки. В актах учинена запись о том, что представитель порта акт не признает.
В указанных актах, кроме акта N 632749 сведения о времени начала и окончания задержки, которые, как указано выше, являются обязательными при составлении актов общей формы для удостоверения факта задержки вагонов, идентичны.
Суд первой и апелляционной инстанций с учетом положений ст.ст. 39, 119 УЖТ РФ, указав, что факт ожидания подачи вагонов под выгрузку оформляется актом общей формы и проанализировав идентичные акты общей формы согласно ст. 71 АПК РФ, приняв во внимание ведомости подачи и уборки вагонов к соответствующим актам (NN 902624, 902627-902632, 902634-902635), на основании указанных документов проверив время простоя вагонов и соответствующий расчет платы за пользование вагонами, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания 568331 руб. 76 коп., составляющих плату за пользование вагонами за время нахождения их на станции назначения и невозможности подачи вагонов под выгрузку.
При этом судом правомерно отклонены доводы порта о составлении актов с грубыми нарушениями Правил оформления соответствующих актов: отсутствие фактического времени простоя, неприложение актов к железнодорожным накладным. Так, судом указано, что данные нарушения не являются существенными, поскольку содержащаяся в актах информация позволяет установить количество простоявших вагонов, время их простоя и, соответственно, произвести и проверить расчет платы за пользование вагонами произведенный дорогой по ведомостям подачи и уборки вагонов.
Судом кассационной инстанции отклоняется как не нашедший своего подтверждения довод заявителя о неуведомлении дорогой порта о времени подачи вагонов под выгрузку.
При изложенном, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.10.2005, постановление от 14.09.2006 по делу N А51-8938/04 13-202 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 2 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 03.12.2000 N 2Ц3, зарегистрированных в Минюсте России 14.03.2001 N 2608 (действовавших в спорный период), предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5020
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании