Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2007 г. N Ф03-А51/06-2/5403
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке на решение от 19.09.2006 по делу N А51-9689/06 10-324 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя П.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке, третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Находке, о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Резолютивная часть постановления от 24 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2007 года.
Индивидуальный предприниматель П.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 5800 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Находке.
Решением суда от 19.09.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ налогового органа возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5668 руб. на том основании, что поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением в части удовлетворения заявленных предпринимателем требований, инспекция налоговой службы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в данной части в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, положения статьи 78 НК РФ не распространяют свое действие на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не отвечают понятию налога или сбора, закрепленному в статье 8 НК РФ, и налоговый орган не вправе произвести возврат ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представила.
Управление Пенсионного фонда РФ по г. Находке в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения как принятое в соответствии с нормами действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, предприниматель обратилась в инспекцию налоговой службы с заявлением от 13.04.2005 о возврате ошибочно перечисленных ею страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии. Налоговый орган письмом от 06.05.2006 N 04/26253 сообщил, что заявление предпринимателя не подлежит исполнению в связи с тем, что порядок возврата данных взносов не урегулирован законодательством о налогах и сборах, в связи с чем инспекция налоговой службы не имеет оснований для их возврата.
Не согласившись с действиями налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов, предприниматель обжаловала отказ в арбитражный суд.
Суд, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным отказа налогового органа возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 132 руб., исходил из недоказанности переплаты данной суммы. Спора в данной части между лицами, участвующими в деле, нет.
Вместе с тем суд признал незаконным отказ инспекции налоговой службы возвратить сумму ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5668 руб., при этом исходил из того, что возврат в данном случае должен осуществляться налоговыми органами, являющимися администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, и на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом и территориальным органом Пенсионного фонда РФ наличие у предпринимателя переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 5668 руб. по причине ошибочного указания кода бюджетной классификации.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврата, однако порядок не определен.
Между тем, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 N 116н, осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба РФ является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, в Пенсионный фонд РФ.
Кроме этого, пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что к спорным правоотношениям применению подлежат нормы Налогового кодекса РФ, статья 78 которого устанавливает порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Согласно пункту 13 названной нормы права правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Из изложенного следует, что налоговые органы не освобождены от обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что предпринимателем при обращении в инспекцию налоговой службы с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии соблюдены требования статьи 78 НК РФ.
Таким образом, вывод суда о том, что основания для отказа в возврате излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов в спорной сумме у инспекции налоговой службы отсутствовали, правомерен.
Довод заявителя жалобы о том, что действующее законодательство не содержит правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов налоговыми органами является ошибочным, опровергается вышеприведенными законодательными актами и во внимание судом кассационной инстанции не принимается.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы инспекции налоговой службы у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.09.2006 по делу N А51-9689/06 10-324 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2007 г. N Ф03-А51/06-2/5403
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании