Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 февраля 2007 г. N Ф03-А04/06-1/5503
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 09.11.2006 по делу N А04-1758/06-11/56 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Ушумунское жилищно-коммунальное хозяйство" к Финансовому отделу Администрации Магдагачинского района, Министерству финансов Российской Федерации, 3 лица: Финансовый департамент Администрации Амурской области, Администрация Магдагачинского района, Отдел социальной защиты населения Администрации Магдагачинского района, о взыскании 428546 рублей 38 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2007 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Ушумунское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Магдагачинского района о взыскании 428546 рублей 38 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в период с 01.12.2003 по декабрь 2005 года инвалидам, почетным донорам России, ветеранам, семьям погибших военнослужащих, ветеранам боевых действий, вдовам инвалидов Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, многодетным семьям, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Определениями от 25.05.2006, 25.07.2006 в соответствии со статьями 46, 47 АПК РФ суд произвел замену ненадлежащего ответчика - Администрацию Магдагачинского района на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, а также привлек в качестве второго ответчика Финансовый отдел Администрации Магдагачинского района.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, к участию в деле привлечены: Финансовый департамент Администрации Амурской области, Администрация Магдагачинского района, Отдел социальной защиты населения Администрации Магдагачинского района.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил об уменьшении размера исковых требований в связи с частичной оплатой задолженности за 2003, 2004 годы, а также полным погашением задолженности за 2005 год. По категориям "реабилитированные лица", "ветераны боевых действий", "вдовы инвалидов ВОВ", "участники ВОВ" заявил об отсутствии задолженности, просил взыскать 172615 рублей 52 копейки по остальным категориям льготников.
Решением суда от 09.11.2006 исковые требования удовлетворены в сумме 155626 рублей за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральными законами, не выделялись либо выделялись не в объеме потребности. Во взыскании остальной суммы отказано в связи с недоказанностью истцом предоставления льгот ветеранам в декабре 2003 года, а также неверным определением размера убытков в части предоставления льгот инвалидам и семьям погибших военнослужащих. В иске к Финансовому отделу Администрации Магдагачинского района отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда от 09.11.2006 Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить, как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что истец не представил суду доказательств противоправности действий Минфина РФ, являющегося органом, исполняющим бюджет.
Кроме того, Минфин РФ указывает на неправильное толкование судом нормативных актов (статьи 72 Конституции, статей 7, 85 Бюджетного кодекса РФ), регулирующих расходные полномочия Российской Федерации и субъекта РФ по предоставлению льгот гражданам по оплате коммунальных услуг и порядку их компенсации в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О статусе военнослужащих", Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "Ушумунское ЖКХ" в период с 01.12.2004 по 31.12.2004 во исполнение ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", ФЗ "О статусе военнослужащих", Указа Президента РФ "О мерах по социальной защите многодетных семей" и заключенных с Администрацией Магдагачинского района договоров, предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение. Поскольку указанные расходы не возмещены истцу в полном объеме муниципальным органом исполнительной власти из соответствующего бюджета, заявлены требования об их взыскании в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствуют ст. 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно - правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах представленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не предусмотрено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах", в том числе Амурской области.
Наряду с этим, Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год" в составе расходов бюджета Амурской области за счет нормативов от федеральных и региональных регулирующих налогов и сумм финансовой помощи на выполнение государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" утверждено 333685000 рублей, в том числе Магдагачинскому району 4441000 рублей. Средства, выделенные муниципальному образованию, полностью распределены, что отражено в отчете об исполнении бюджета за 2004 год.
Поскольку названные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг целевым назначением в 2004 году Амурской области не передавались, арбитражный суд правомерно взыскал сумму убытков истца, возникших в связи с их предоставлением, за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50%.
Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" определено, что возмещение расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе, в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.
В 2004 году Амурской области поступило 146901000 рублей субвенций из Фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что соответствует сумме, запланированной на указанные цели в федеральном бюджете. Данные средства, согласно Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год", распределены в бюджеты городов и районов области на реализацию льгот инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе Магдагачинскому району - 1658000 рублей.
В 2003 году Амурской области согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" было выделено субсидий в сумме 110320000 рублей, из них Магдагачинскому району - 1034000 рублей.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено. Вместе с тем, переданные из федерального бюджета денежные средства не удовлетворили потребность Амурской области для реализации федерального законодательства, установившего льготы.
Поскольку органами федеральной государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение федерального закона, гарантирующего гражданам льготы, судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.
Порядок компенсации затрат по предоставлению данных льгот установлен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 N 426 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из фонда компенсаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".
В соответствии с пунктом 2 вышеназванных Правил, расходы, связанные с реализацией статьи 11 вышеназванного Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ на 2004 год.
В 2004 году в доход бюджета Амурской области поступило 210166,91 рублей субвенции из Фонда компенсаций на возмещение затрат по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что соответствует сумме, запланированной на указанные цели в федеральном бюджете. Данные средства, согласно Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год", распределены в бюджеты городов и районов области на реализацию льгот лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено. Вместе с тем, переданные из федерального бюджета денежные средства не удовлетворили потребность Амурской области для реализации федерального законодательства, установившего льготы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" (действующего в период предоставления льготы) члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, члены семей граждан, проходивших службу по контракту и погибших (умерших)после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на ежемесячную 50-ти процентную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг независимо от жилищного фонда.
Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 N 922 утверждено Положение об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами, в соответствии с пунктом 5 которого члены семей погибших (умерших) военнослужащих вносят платежи, рассчитанные с учетом требований пункта 4 настоящего Положения в полном объеме с последующей 50% процентной компенсацией фактических расходов.
Согласно пункту 20 указанного Положения при наличии оснований на получение компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих предоставляется либо льгота, либо компенсация по их выбору.
В связи с чем, довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на вышеназванное Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 N 922, о том, что требования истца о возмещении ущерба, возникшего в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг семьям погибших (умерших) военнослужащих неправомерны, судом признается необоснованным, поскольку член семьи погибшего военнослужащего - Шматкова Л.С., платежи в сто процентном размере за предоставленные ей услуги не вносила, так как истцом при предоставлении услуг льгота уже была учтена в установленном Законом размере.
Как установлено судом, денежные средства ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на реализацию указанных льгот не утверждались, в бюджеты Амурской области и МО Магдагачинского района они также не предусматривались.
Поскольку в нарушение статьи 84 БК (в редакции действующей до 01.01.2005) указанные расходы не финансировались из федерального бюджета, то требования истца правомерно удовлетворены за счет казны РФ.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрена скидка при оплате коммунальных услуг, источник финансирования которой не определен.
Во исполнение настоящего Указа Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ письмом от 29.06.1992 разъяснили, что финансирование затрат по предоставлению многодетным семьям скидки на плату за пользование коммунальными услугами производится за счет средств местных бюджетов. Однако, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Исходя из норм статьи 81 Конституции РФ, ФЗ "О принципе разделения полномочий РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения", статьи 130 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2001, установив, что денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот многодетным семьям из федерального бюджета не поступали, как не запланированные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", суд также правомерно удовлетворил требования истца в части возмещения убытков, связанных с исполнением рассматриваемого Указа, за счет казны Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Поскольку судом исследованы все обстоятельства дела, которым дана надлежащая правая оценка, оснований к отмене или изменению решения и удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.11.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1758/06-11/56 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 февраля 2007 г. N Ф03-А04/06-1/5503
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании