Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 февраля 2007 г. N Ф03-А73/06-2/4753
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Негосударственного учреждения профессионального и дополнительного образования Хабаровский авиационно-спортивный клуб "А" Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) - Вишняков В.В., представитель по доверенности N 4 от 12.01.2007; Елисеев П.Д., представитель по доверенности N 12 от 12.01.2007; от ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска - Чупрова Н.В., государственный налоговый инспектор по доверенности N 05-26/2042 от 31.01.2007; Русанова Е.В., государственный налоговый инспектор по доверенности N 05-22/59 от 09.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Негосударственного учреждения профессионального и дополнительного образования Хабаровский авиационно-спортивный клуб "А" Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) на решение от 28.07.2006, постановление от 26.09.2006 по делу N А73-2599/2006-16 (АИ-1/1350/06-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Негосударственного учреждения профессионального и дополнительного образования Хабаровский авиационно-спортивный клуб "А" Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска о признании недействительным решения от 30.12.2005 N 17-12/22058.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 7 февраля 2007 года.
Негосударственное учреждение профессионального и дополнительного образования Хабаровский авиационно-спортивный клуб "А" Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) (далее - учреждение; ХАСК "А") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция; налоговый орган) от 30.12.2005 N 17-12/22058 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 28.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2006, в удовлетворении заявления отказано, так как судебные инстанции пришли к выводу о том, что учреждение является плательщиком транспортного налога в отношении зарегистрированных за ним воздушных судов (вертолеты и самолеты).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ХАСК "А" подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает на то, что учреждение - эксплуатант не является собственником воздушных судов, следовательно, не должно уплачивать транспортный налог в спорной сумме и подавать налоговые декларации. Кроме того, судом, как полагает учреждение, неправомерно отклонены его доводы относительно права организации применять положения подпункта 8 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), предусматривающего исключение из объектов налогообложения транспортным налогом самолетов и вертолетов санитарной авиации.
Представители ХАСК "А" в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Инспекция в отзыве и ее представители в суде кассационной инстанции против отмены принятых по делу судебных актов возражают, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, инспекцией на основании решения руководителя от 01.09.2005 N 414 проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросу правильности исчисления и уплаты транспортного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2004. По результатам проверки составлен акт от 07.12.2005 N 589, на основании которого, с учетом рассмотрения возражений, принято решение от 30.12.2005 N 17-12/22058 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 76180 руб. за неполную уплату транспортного налога и по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 540090 руб. за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций. В этом же решении предложено уплатить транспортный налог в общей сумме 380900 руб. (2003 год - 164400 руб., 2004 год - 216500 руб.), а также пени в сумме 81325 руб.
Основанием для доначисления спорного налога, как следует из акта проверки и решения инспекции, послужило нарушение учреждением положений главы 28 НК РФ (Транспортный налог) и пункта 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 26.11.2002 N 70. Последнее, согласно свидетельств о государственной регистрации воздушных судов, являясь их экспуатантом, неправомерно, по мнению инспекции, не исчислило и не уплатило транспортный налог в 2003-2004 годах.
Проверяя указанное решение налогового органа, суд пришел к выводу о том, что учреждение не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, не относится к учреждениям скорой медицинской помощи и санитарной авиации, поэтому является плательщиком транспортного налога и обязано представлять соответствующие налоговые декларации. При этом суд исходил из того, что материалами дела (письмо Центра (управления) государственной регистрации, сертификации и лицензирования авиации РОСТО "ДОСААФ") подтверждается, что за учреждением зарегистрированы воздушные суда (вертолеты и самолеты), являющиеся в силу статьи 358 НК РФ объектами налогообложения, по которым транспортный налог не уплачен.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в силу статьи 358 НК РФ, относящей к числу таковых самолеты и вертолеты.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, к которым на основании статьи 130 ГК РФ относятся и воздушные суда, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в соответствии со статьей 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации.
Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат, согласно статье 33 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (с изменениями и дополнениями), государственной регистрации в следующем порядке: гражданские воздушные суда - в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации; государственные воздушные суда - в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченным органом, имеющим подразделение государственной авиации, которой в силу статьи 22 Воздушного кодекса РФ признается авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач.
Приказом Министерства обороны РФ от 28.11.2002 N 460 утверждены Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, устанавливающие общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, их учета в Государственном реестре государственных воздушных судов РФ. Указанные Правила предусматривают, что государственную регистрацию воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил, а воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций проводят федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.
Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Реестре с выдачей свидетельства о государственной регистрации государственного воздушного судна. Такая регистрация осуществляется после принятия государственного воздушного судна на вооружение или ввода его в эксплуатацию в установленном порядке.
При этом, согласно пункту 37 Приказа МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ", по государственным воздушным судам, подлежащим государственной регистрации в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, сведения в налоговые органы не представляются, поскольку указанные государственные воздушные суда не признаются в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу.
Как видно из материалов дела, ХАСК "А" в ходе выездной налоговой проверки были представлены свидетельства, выданные Центром государственной регистрации, сертификации и лицензирования авиации РОСТО, на который Приказом Министерства обороны РФ от 08.10.2000 N 486 возложена обязанность подготовки документов для государственной регистрации воздушных судов РОСТО и выдачи соответствующих свидетельств. Функции государственной регистрации воздушных судов, находящихся в ведении РОСТО, согласно названному выше Приказу Министерства обороны РФ, осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ (Главное оперативное управление).
Возражая против выводов инспекции о наличии у учреждения обязанности по уплате транспортного налога в спорной сумме, последнее ссылается на Указ Президента РФ от 09.09.1994 N 1845 "О Российской оборонной спортивно-технической организации", согласно которому в целях обеспечения деятельности названной организации по патриотическому воспитанию граждан, развитию технических, прикладных и авиационных видов спорта, технического творчества молодежи, а также подготовке кадров массовых технических профессий и специалистов для Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств Российской Федерации, предписано Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом и его территориальным органам на местах совместно с Министерством обороны РФ закрепить в установленном порядке за РОСТО имущество, созданное за счет средств государства и переданное бывшему ДОСААФ СССР для выполнения задач по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта.
Во исполнение названного Указа Государственным Комитетом РФ по управлению государственным имуществом издано распоряжение от 20.10.1994 N 2541-р о закреплении Территориальными агентствами Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом совместно с Министерством обороны РФ и его органами военного управления на территории Российской Федерации по согласованию с региональными Советами РОСТО на местах за юридическими лицами, входящими в состав РОСТО, на договорной основе в безвозмездное срочное пользование имущества бывшего ДОСААФ СССР, созданного за счет государственных средств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 809 "О мерах государственной поддержки Российской оборонной спортивно-технической организации" для повышения уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, укомплектования войск гражданами, подготовленными по военно-учетным специальностям, накопления в запасе летных и авиационно-технических кадров, Министерству обороны РФ по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации предложено обеспечить РОСТО безвозмездно в установленном порядке по действующим нормам необходимой учебной, учебно-спортивной и спортивной авиационной техникой.
В этой связи заявитель полагает, что он, являясь эксплуатантом авиационной техники, переданной ему на договорной основе, не является плательщиком транспортного налога.
Суд, соглашаясь с выводами налогового органа, доводы учреждения в данной части фактически не исследовал, не установил, к какому виду воздушной авиации относятся все находящиеся у учреждения воздушные суда, и, соответственно, не определил порядок их регистрации и собственника. Указанные обстоятельства имеют существенное значение для решения вопроса о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления учреждению - эксплуатанту, транспортного налога в спорный период.
Таким образом, суд в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ не полно исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, а его выводы не соответствуют доказательствам в деле, поэтому принятые судебные акты в силу статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные нарушения, проверить в полном объеме доводы лиц, участвующих в деле, и, с учетом установленного, разрешить спорные правоотношения, а также вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.07.2006, постановление апелляционной инстанции от 26.09.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2599/2006-16 (АИ-1/1350/06-45) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 февраля 2007 г. N Ф03-А73/06-2/4753
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании