Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 февраля 2007 г. N Ф03-А37/07-1/5092
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Магаданской специализированной морской инспекции Министерства природных ресурсов Российской Федерации на решение от 23.06.2006, постановление от 14.09.2006 по делу N А37-1124/05-10/12нр Арбитражного суда Магаданской области, по иску Магаданской специализированной морской инспекции МПР РФ к Мэрии г. Магадана, третье лицо: Комитет по финансам мэрии г. Магадана о взыскании 709996,15 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2007 года.
Магаданская морская специализированная инспекция Министерства природных ресурсов Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Мэрии г. Магадана о взыскании 753483,01 руб., из которых 672959,67 руб. - сумма задолженности ответчика по зачислению на внебюджетный счет инспекции согласно Соглашениям о взаимодействии в области охраны окружающей среды и природопользования от 13.03.2002 и от 13.06.2004; 37036,48 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица истец привлек Комитет по финансам г. Магадана.
Решением от 25.07.2005 с Мэрии г. Магадана в пользу истца взыскано 672959,67 руб. основного долга и 7465,90 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за первоначально заявленный в иске период с 05.03.2005 по 12.07.2005. Суд со ссылкой на статьи 307, 309, 314 Гражданского кодекса РФ установил невыполнение Мэрией г. Магадана принятой на себя обязанности перед Магаданской спецморинспекцией по соглашениям от 13.03.2002 и от 13.06.2004 о перечислении денежных средств, образованных за счет поступления сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, административным штрафам и иным поступлениям, зачисляемым в соответствии с законодательством в местные бюджеты.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2005 решение в части взыскания с ответчика основного долга в сумме 672959,67 руб. оставлено без изменения, во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в иске отказано в полном объеме со ссылкой на то, что допущенная мэрией просрочка перечисления денежных средств вызвана виной истца в нарушении условия п. 3.3 соглашений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.02.2006 решение от 25.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда для дополнительного исследования обстоятельств и рассмотрения спора с применением подлежащих применению норм бюджетного законодательства.
При новом рассмотрении спора решением от 23.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2006, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. При этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не выполнено условие соглашения от 13.06.2004 об осуществлении комплекса мероприятий по охране окружающей природной среды с указанием планируемого и фактического использования поступивших на его счет средств.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 23.06.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2006, Магаданская спецморинспекция в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что суд неправильно истолковал п.п. 3.3 и 4.4 Соглашения от 13.06.2004, согласно которому исполнение обязанности Инспекции по предоставлению отчета о природоохранных мероприятиях возможно только после поступления денежных средств на ее счет.
Указывает на то, что суд не учел уточнение искового требования от 19.07.2005 N 397, согласно которому предметом иска является сумма основного долга и проценты за пользование чужими денежными средствами только по соглашению от 13.06.2004, которое не содержит условия о согласовании с Мэрией г. Магадана сметы доходов и расходов средств, полученных по данному соглашению.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Генеральным разрешением от 24.10.2001 N 050065 и дополнением к нему от 06.08.2002 N 050065/358/1 Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации предоставило Министерству природных ресурсов Российской Федерации и находящимся в его ведении бюджетным учреждениям право на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органах Федерального казначейства. Источником образования таких средств указаны: средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, целевые средства юридических и физических лиц, получаемые территориальными органами и учреждениями МПР России на основании договоров, а также благотворительные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, полученные учреждениями МПР России.
Во исполнение указанного Генерального разрешения N 050065 между Мэрией г. Магадана и Магаданской специализированной морской инспекцией в 2002, 2003, 2004 годах заключались соглашения о взаимодействии по осуществлению государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Предметом данных соглашений является формирование и использование средств, образованных за счет поступления сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, административным штрафам и иным поступлениям, зачисляемым в соответствии с законодательством в местные бюджеты.
Условиями настоящих соглашений предусмотрено, что из поступивших на указанный мэрией счет 70% денежных средств направляются инспекции для осуществления ею комплекса мероприятий государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования в пределах ее полномочий.
Как установлено судом, из поступивших по соглашениям в 2003-2004 годах в бюджет муниципального образования 3509313,82 руб. Магаданской спецморинспекции МПР РФ перечислена сумма 1783560 руб., что не оспаривается ответчиком.
Полагая, что Мэрия г. Магадана не выполнила свою обязанность по перечислению на счет инспекции 672959,67 руб., последняя обратилась с настоящим иском в суд.
При новом рассмотрении спора с учетом указаний Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа суды первой и апелляционной инстанций дополнительно исследовали имеющие значение для дела обстоятельства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Рассматривая спор с применением соответствующих норм бюджетного законодательства, суд установил, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), перечисляются в местные бюджеты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 47 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы частью которых являются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к собственным доходам бюджетов
Статья 23 решения Магаданского городской думы от 25.11.2003 N 100-Д "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Магадан" устанавливает, что средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного "г. Магадану", и иные суммы принудительного изъятия являются неналоговыми доходами бюджета г. Магадана.
Расходование средств бюджетов производится в установленном бюджетным законодательством порядке.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Из материалов дела видно, что на дату заключения Соглашения от 13.06.2004 в бюджете МО г. Магадан бюджетной росписью истцу не были предоставлены бюджетные ассигнования.
Поскольку истцом не представлено надлежащих доказательств тому, что он является прямым получателем бюджетных средств согласно бюджетной росписи на соответствующий год, то обе инстанции обоснованно отказали в удовлетворении требования Магаданской спецморинспекции МПР РФ о взыскании с Мэрии г. Магадана суммы недофинансирования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2006 по делу N А37-1124/05-10/12нр Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 47 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы частью которых являются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к собственным доходам бюджетов
Статья 23 решения Магаданского городской думы от 25.11.2003 N 100-Д "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Магадан" устанавливает, что средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного "г. Магадану", и иные суммы принудительного изъятия являются неналоговыми доходами бюджета г. Магадана.
...
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2006 г. N Ф03-А37/07-1/5092
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании