Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 февраля 2007 г. N Ф03-А73/06-1/5666
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Постоев Н.Б. - начальник; Галкин И.В. - юрисконсульт по доверенности N 3 от 12.04.2006, от ответчика: Болдырев В.В. - представитель по доверенности N 01/6-302 от 05.02.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" на решение от 16.08.2006, постановление от 09.11.2006 по делу N А73-6182/2006-19 (АИ-1/1543/06-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Краевого государственного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" к Управлению федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании ненормативного акта недействительным.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2007 года.
Краевое государственное учреждение "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании решения N 10 и предписания N 8 от 10.05.2006 Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю недействительными.
Решением суда от 16.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2006, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Принимая его, арбитражный суд признал, что взимание платы за оформление КГУ сопроводительных документов является неправомерным, поэтому оспариваемые акты ответчика, направленные на прекращение данных действий, соответствуют закону.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Краевого государственного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных", где ставится вопрос об их отмене и удовлетворении требований заявителя.
По его утверждению, взимание платы за оформление сопроводительных документов не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке и осуществлялось согласно перечисленным нормативным актам.
УФАС РФ по Хабаровскому краю доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу обоснованной.
Комиссией УФАС РФ по Хабаровскому краю 10.05.2006 принято решение N 10, которым Краевое государственное учреждение "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" признано нарушившим требования п. 1 ст. 7 Закона от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" путем установления платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов: ветеринарного свидетельства, ветеринарной справки формы N 4, предусмотренных пунктами 3.6, 3.10 Перечня платных услуг и тарифов, установленных Приказом КГУ от 22.09.2004 N 66.
На основании данного решения КГУ выдано предписание N 8 от 10.05.2006, где КГУ предписывалось прекратить указанные нарушения, исключить из Перечня пункты 3.6 и 3.10.
Не согласившись с этими ненормативными правовыми актами, заявитель предъявил настоящие требования в порядке ст. 198 АПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти, органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из этих односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Между тем, из материалов дела не усматривается и УФАС не доказало в порядке п. 5 ст. 200 АПК РФ, что выдача заявителем на платной основе ветеринарных сопроводительных документов в соответствии с пунктами 3.6 и 3.10 Перечня платных услуг и тарифов, согласованного 09.09.2004 Правительством Хабаровского края и 16.09.2004 Комитетом цен Правительства Хабаровского края, имеет своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 этого Закона, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденным Правительством РФ.
Пунктом 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденным Правительством РФ от 19.06.1994 N 706, установлено, что государственный ветеринарный надзор представляет систему контроля, в которую входит КГУ, за соблюдением требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, изготовления, ввоза на территорию РФ, хранения, транспортировки и поставок.
Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы (утвержденные Министерством сельского хозяйства 12.04.1997 N 13-7-2/871) предусмотрено обязательное наличие при заготовке, переработке, хранению и реализации подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода, выдаваемым по установленным формам.
Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898, а также Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства РФ (утвержденным Министерством сельского хозяйства РФ 20.01.1992 г. N 2-27-145) предусмотрено, что к платным услугам относится, в том числе оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и другие).
Как указывалось выше, КГУ на платной основе осуществлялось оформление ветеринарного свидетельства формы N 2 (пункт 3.6 Перечня), ветеринарной справки формы N 4 (пункт N 3.10 Перечня), что соответствовало порядку, определенному указанными нормативными актами Правительства РФ и Министерства сельского хозяйства РФ.
Поскольку данная платная услуга правомерно предоставлялась КГУ всем обратившимся за этим хозяйствующим субъектам без ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, то оспоренные решение N 10 от 10.05.2006 и предписание N 8 от 10.05.2006 Арбитражному суду следовало признать недействительными в порядке ст. 201 АПК РФ.
Таким образом, решение от 16.08.2006 и постановление от 09.11.2006 приняты с неправильным применением норм материального права, поэтому подлежат отмене на основании ст. 288 АПК РФ, а заявление Краевого государственного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" о признании данных ненормативных правовых актов УФ АС удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.08.2006 и постановление от 09.11.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6182/2006-19 (АИ-1/1543/06-45) отменить.
Признать решение N 10 и предписание N 8 от 10.05.2006 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. N Ф03-А73/06-1/5666
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании