Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5311
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Смагарев Н.Я. - начальник отдела служебно-арбитражной работы по доверенности N 893 от 11.12.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт" на решение от 08.06.2006, постановление от 02.10.2006 по делу N А51-22300/06 36-10 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 390326 руб. 15 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2007. Полный текст постановления изготовлен 13.02.2007.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 390326 руб. 15 коп., составляющих плату за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ.
Решением от 08.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2006, исковые требования удовлетворены в размере 388447 руб. 39 коп., во взыскании 1878 руб. 56 коп. отказано, суд исключил в качестве соответствующих доказательств акты общей формы за NN 632172, 632173.
В кассационной жалобе ОАО "Восточный порт" просит отменить состоявшиеся судебные акты как несоответствующие нормам права. По мнению заявителя, судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что в деле отсутствуют доказательства уведомления грузополучателя о времени подачи вагонов к месту их выгрузки согласно ч. 4 ст. 34 УЖТ РФ, в связи с чем в соответствии с п. 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами до момента получения уведомления об их прибытии. Кроме того, ссылаясь на положения п. 10 ст. 39, ст. 58 УЖТ РФ, условия договора об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта от 12.10.2001 б/н, указывает, что судом не приняты доводы о подаче под разгрузку вагонов в количестве, превышающем количество, установленное договором, а именно, 16 вагонов на каждую ось (п. 6 договора).
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД", возражая относительно доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения, пояснив, что документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя, является акт общей формы; в деле имеются соответствующие акты, которые оформлены в соответствии с действующим законодательством; о том, что отсутствуют уведомления о подаче вагонов, в разногласиях к акту общей формы не отражено. Вместе с тем, указывает, что уведомления о прибытии груженых вагонов дорогой сообщаются по телефону и вносятся в натурный лист с указанием фамилии диспетчера, принявшего сообщения. В данных листах отражается и разнарядка на подачу вагонов с указанием подъездного пути, следовательно, данное подтверждает то, что ответчику было известно о времени подачи вагонов.
Представители ОАО "Восточный порт" в судебном заседании кассационной инстанции участия не принимали, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность решения от 08.06.2006 и постановления от 02.10.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены либо изменения не установил.
Как следует из материалов дела, в июле 2005 года истцом на основании актов общей формы за NN 632172, 632173, 632155, 632149, 632150, 632151, 632152, 632176, 632177, 632178, 632179, 632211, 632212, 632213, ведомостей подачи и уборки вагонов за NN 902282, 902297, 902298, 902300, 902301 ответчику начислена плата за пользование вагонами за время их простоя на станции назначения; выставлена счет-фактура от 19.08.2005 N 86 на сумму 390326 руб. 15 коп.
Отсутствие оплаты со стороны грузополучателя - ОАО "Восточный порт" послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В материалах дела представлены акты общей формы за NN 632172, 632173, 632155, 632149, 632150, 632151, 632152, 632176, 632177, 632178, 632179, 632211, 632212, 632213, в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ОАО "Восточный порт" с указанием их номеров. Причиной задержки вагонов указано: "занятости фронта выгрузки сверх технологического времени выгрузки" (NN 632172, 632173), "отсутствия складской площади под экспортный уголь марки СВГ, К-9, ДКРТ, ТКР"; указано время начала и окончания задержки. Со стороны порта акты не подписаны, учинена запись о том, что представитель порта от их подписания отказался; данное подтверждено двумя подписями представителя перевозчика. Аналогично, ведомости подачи и уборки вагонов за NN 902282, 902297, 902298, 902300, 902301 представителем порта не подписаны ввиду отказа его от их подписания; о названном дорогой оформлены акты общей формы за NN 625975, 625976, 625977, 625978, 625979. Все вышеназванные документы: акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов направлены в адрес порта заказной почтовой корреспонденцией.
Суд, принимая во внимание в качестве доказательств, подтверждающих факт простоя вагонов на станции назначения за время ожидания их подачи под выгрузку вышеназванные акты, правомерно исключил из их числа акты общей формы за NN 632172, 632173, поскольку последние составлены с нарушением Правил составления актов (отсутствие времени окончания простоя вагонов); начисленная плата по указанным актам составляет 1878 руб. 56 коп.
С учетом вышеизложенного, положений ст.ст. 39, 119 УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п. 3.2.4), п.п. 4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом обоснованно в качестве соответствующих доказательств приняты акты общей формы. При этом судом принято во внимание, что портом в нарушение п. 3.2.4 названных Правил не представлено разногласий либо возражений по поводу неподписания последним актов общей формы. Так, судом указано, что в ответном письме порта от 02.09.2005 N СОЖД-130/08 возражений либо разногласий в части оформления актов общей формы не имеется; в письме указано на непризнание простоя вагонов по ведомостям за NN 902282, 902297, 902298, 902300, 902301; вместе с тем согласно имеющейся в деле почтовой корреспонденции в адрес порта дорогой направлялись ведомости подачи и уборки вагонов и соответствующие акты общей формы.
В названных актах отражено количество вагонов, не превышающее предельное количество вагонов, а именно 16, предусмотренное с учетом установленной договором между сторонами об эксплуатации подъездного пути железнодорожного пути порта N 392 вместимости мест погрузки-выгрузки. В связи с чем отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что под разгрузку подавались вагоны с превышением установленного количества.
Его же ссылка на отсутствие уведомления порта со стороны дороги о подаче вагонов к месту их выгрузки согласно п. 4 ст. 34 УЖТ РФ кассационной инстанцией не принимается. Как правомерно указано судом первой инстанции, с учетом положений ст. 34 УЖТ РФ, п. 3, 5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пункта 3, 5 вышеназванного договора N 392, представленных в деле натурных листов, каких-либо доказательств о нарушении истцом установленного договором порядка уведомления порта в деле не представлено. Кроме того, судом принято во внимание, что согласно п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом соответствующих замечаний в адрес дороги портом на актах общей формы разногласиях на акты общей формы, ведомостях подачи и уборки вагонов не представлено.
Судом обоснованно отклонен и приведенный заявителем довод о наличии складской площади для выгрузки прибывшего угля, ввиду отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих такое наличие.
Таким образом, суд, исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 388447 руб. 39 коп.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.06.2006, постановление от 02.10.2006 по делу N А51-22300/06 36-10 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5311
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании