Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 апреля 2009 г. N Ф03-1504/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Барилко А.В. - юрисконсульт по доверенности от 06.10.2008 N 609, от ответчика: Хлопенюк А.В. - адвокат по доверенности от 29.10.2008 N 95/08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" на решение от 26.01.2009 по делу N А51-9333/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" о взыскании 33235 руб. 17 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2009 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" (далее - ООО "ВСК") о взыскании платы за пользование вагонами в размере 33235 руб. 17 коп.
Решением суда от 26.01.2009 исковые требования удовлетворены. В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется судом по кассационной жалобе ООО "ВСК", в которой заявитель просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права.
ООО "ВСК" в обоснование жалобы приводит доводы о том, что суд неправомерно распространил действия Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12, на вагоны других собственников, ни один из задержанных вагонов ответчику не принадлежит, размер платы за пользование вагонами определяется договором от 07.12.2004 N 705, который не регулирует вопрос о взимании платы за простой вагонов, не принадлежащих истцу, не определяет размер такой платы и не содержит ссылки к Тарифному руководству N 2 (пункт 19 договора).
При этом, считает обжалуемое решение основано на недопустимых доказательствах - актах общей формы NN 603372, 603373, 603385, 603403 и книге уведомлений о времени подачи вагонов. Согласно действующему законодательству в акты общей формы включаются все вагоны, находящиеся на железнодорожной станции в момент задержки и готовые к подаче, их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию. Относительно актов по настоящему делу во всех актах не заполнены поля "отправка N" и "дата приема груза к перевозке". В актах NN 603372, 603373 не указаны станция отправления, номера поездов и время их прибытия, что исключает возможность проверить, находились ли вагоны в момент составления актов на станции и правильно ли исчислено время простоя.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.6 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р предъявленная суду книга уведомлений о времени подачи вагонов не прошнурована и не заверена подписью начальника станции, в ней не указаны дата, время и фамилии лиц принимавших рабочие смены, записи об уведомлении ООО "ВСК" не удостоверены подписями работниками станции Находка-Восточная. Как считает ООО "ВСК", существует фальсификация записей по акту общей формы N 603403 (уведомление от 06.09.2007 N 5): поезд прибыл на станцию 18:30, по книге ответчик уведомлен о предстоящей подаче в 17:00, то есть за полтора часа до прибытия на станцию, что является нарушением пункта 4.6. "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26. При этом суд необоснованно отклонил ходатайство об истребовании у истца выписки из книги уведомления о прибытии грузов.
В судебном заседании представитель ООО "ВСК" поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, настаивая на отмене решения.
В отзыве и в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД", возражая относительно приведенных доводов кассационной жалобы, просит состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, как законный и обоснованный, а жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что в отношениях, не урегулированных договором от 07.12.2004 N 705, стороны обязаны применять Тарифное руководство N 2.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отмене судебных актов на основании части 1 пункта 3 статьи 287 АПК РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "ВСК" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Находка Восточная от 07.12.2004 г. N 705.
Согласно пункту 1 данного договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 22 к парку Порт Восточный станции Находка-Восточная локомотивом перевозчика.
В период с 04.09.2007 по 06.09.2007 в адрес ООО "ВСК" прибывали вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка-Восточная по вине ответчика, вследствие отказа последнего в приеме под выгрузку на объявленное время подачи, о чем составлены истцом акты общей формы NN 603403, 603385, 603373, 603372 подписанные представителями ответчика с разногласиями, и на основании которых составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 908564, 908565, 908566.
Ведомости подачи и уборки вагонов с приложением актов общей формы направлены ответчику заказными письмами N 594, 595, 601. В соответствии с пунктом 18 договора на эксплуатацию подъездного пути N 705 и Тарифным руководством N 2, ответчику была начислена плата за пользование выгонами в размере 34565 руб. 65 коп., выставлен счет N 182 от 10.10.2007, ответчик частично погасил сумму задолженности в размере 1330 руб. 45 коп.
Неисполнение обязательств по оплате за пользование вагонами в полном объеме, явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском в арбитражный суд.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, на основании статьи 39 УЖТ РФ представлены акты общей формы.
При разрешении спора суд, дав правовую оценку представленным актам общей формы, пришел к выводу о том, что они составлены в соответствии с указанными Правилами составления актов и начисление истцом платы за пользование вагонами правомерно.
Между тем плата за пользование вагонами, рассчитанная согласно статье 39 УЖТ РФ по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера.
В силу пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД" устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, принадлежащим другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно разъяснениям, содержащимся в указанном пункте постановления, следует, что плата за пользование вагонами обусловлена особым положением истца на рынке транспортных услуг, в связи с чем тарифы на оказываемые услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке.
Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, должен быть согласован в договоре.
Как следует из материалов дела, по актам общей формы начислена плата за простой вагонов, не принадлежащих истцу, однако суды не проверили правомерность ее начисления в соответствии с вышеназванным разъяснением.
Следовательно, кассационная жалоба обоснованна и подлежит удовлетворению, а решение - отмене.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить отмеченные недостатки, установить юридически значимые для дела обстоятельства и разрешить спор с учетом доводов кассационной жалобы и в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.01.2009 по делу N А51-9333/2008 Арбитражного суда Приморского края отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суд, дав правовую оценку представленным актам общей формы, пришел к выводу о том, что они составлены в соответствии с указанными Правилами составления актов и начисление истцом платы за пользование вагонами правомерно.
Между тем плата за пользование вагонами, рассчитанная согласно статье 39 УЖТ РФ по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера.
В силу пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД" устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, принадлежащим другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
...
Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, должен быть согласован в договоре."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 апреля 2009 г. N Ф03-1504/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании