Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5446
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5144
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФГУ "Администрация морского порта Владивосток": Мальцева М.Ю. - ведущий юрисконсульт, доверенность от 25.10.2006 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта РФ, федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Владивосток" на решение от 04.09.2006, постановление от 13.11.2006 по делу N А51-5186/03 16-204 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная и торговая компания ДМС" к Министерству транспорта РФ, федеральному государственному учреждению "Администрация морского порта Владивосток", Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2007. Полный текст постановления изготовлен 27.02.2007.
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная и торговая компания ДМС" (далее - ООО "СТК ДМС", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий: Министерства транспорта РФ (далее - Минтранс РФ) по отказу в продлении свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ, Федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Владивосток" (далее - Учреждение) по исключению из бербоут-чартерного реестра ПР "Ихтус", а также по выдаче разрешения на выход из порта Владивосток ПР "Ихтус" 06.11.2002 без процедуры перефлагирования.
Заявление обосновано несоответствием указанных действий Минтранса РФ и Учреждения требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) и наличием оснований для признания их незаконными на основании Главы 24 АПК РФ.
По ходатайству истца к участию в деле привлечены: Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Решением от 19.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2005, признаны незаконными действия Минтранса РФ по отказу в продлении свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ до окончания срока действия бербоут-чартерного договора, а также действия Учреждения по исключению ПР "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.03.2006 решение и постановление отменены с направлением дела на новое рассмотрение на основании ст. 288 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела решением суда от 04.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2006, требования ООО "СТК ДМС" удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Минтранса РФ по отказу в продлении свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ до окончания срока действия бербоут-чартерного договора и действия Учреждения по исключению из бербоут-чартерного реестра ПР "Ихтус".
При этом суд исходил из отсутствия правовых оснований для отказа в продлении свидетельства и исключения ГЕР "Ихтус" из реестра. Кроме того, судом сделан вывод о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов ООО "СТК ДМС".
В удовлетворении требований о признании незаконными действий Учреждения по выдаче разрешения на выход из порта Владивосток ПР "Ихтус" 06.11.2002 без процедуры перефлагирования отказано. Судебные акты в данной части мотивированы тем, что у капитана порта отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта в соответствии с требованиями КТМ РФ.
В кассационной жалобе Министерство транспорта РФ просит решение от 04.09.2006 и постановление от 13.11.2006 отменить в части признания незаконным отказа Минтранса России от 10.09.2002 N ВР-17/3950 в продлении свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации ПР "Ихтус" до окончания срока действия бербоут-чартерного договора. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о необоснованном привлечении к участию в деле Минтранса РФ, созданного согласно Указу Президента РФ от 20.05.2004 N 649 путем преобразования Министерства транспорта и связи РФ, не являющегося правопреемником ранее существовавшего Минтранса РФ, чьи действия оспариваются ООО "СТК ДМС". Кроме того, заявитель указал на то, что вновь образованное Министерство транспорта РФ не наделено полномочиями по вопросам, являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку к его функциям относятся исключительно выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области транспорта.
В кассационной жалобе Учреждение просит решение от 04.09.2006 и постановление от 13.11.2006 отменить в части признания незаконными его действий по исключению ПР "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о несогласии с выводом суда о том, что первоначально выданным в январе 1999 года заявителю свидетельством ПР "Ихтус" предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации сроком на пять лет, поскольку указанное свидетельство не содержит ссылки на конкретный срок. Считает, что по окончании срока, на который судну предоставлялось право плавания под Государственным флагом РФ, и при отсутствии решения Минтранса РФ в предоставлении права плавания под флагом РФ ПР "Ихтус" в соответствии со ст.ст. 17, 18 КТМ РФ подлежало исключению из бербоут-чартерного реестра.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "СТК ДМС" считает приведенные в них доводы необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Учреждения поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ с 13.02.2007 до 12 часов 20 минут 20.02.2007, о чем сделано публичное объявление путем размещения определения о перерыве от 13.02.2007 на доске объявлений в здании суда (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006 N 133 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ").
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СТК ДМС" является фрахтователем судна ПР "Ихтус" по договору бербоут-чартера N 988/1, заключенному с компанией "Prairia Co., ltd" (Великобритания) 18.08.1998 сроком на пять лет.
На основании указанного договора судно "Ихтус" зарегистрировано в судовом реестре Владивостокского морского торгового порта 21.01.1999 с выдачей свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ и свидетельства о минимальном составе экипажа, обеспечивающим безопасность, сроком до 20.01.2004.
Впоследствии в связи со сменой позывного сигнала, мерительного свидетельства ООО "СТК ДМС" переоформлялись свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ до 21.01.2001, а затем до 17.08.2002 с учетом положений вступившего в действие КТМ РФ, устанавливающего порядок предоставления права плавания под Государственным флагом РФ на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего его продления в пределах срока действий бербоут-чартера.
До окончания срока действия договора бербоут-чартера ООО "СТК ДМС" обращалось с заявлениями в адрес Учреждения о выдаче свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ до даты окончания бербоут-чартера и в адрес Минтранса РФ с просьбой о продлении срока действия свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ.
Письмом от 10.09.2002 N ВР-17/3950 Минтранс РФ отказал в удовлетворении просьбы о предоставлении ПР "Ихтус" права плавания под Государственным флагом РФ, сославшись на определение апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2002 по делу N А51-2492/02 12-56, которым были приняты обеспечительные меры, запрещающие производить какие-либо регистрационные действия в отношении ПР "Ихтус".
В дальнейшем письмом от 18.10.2002 NКП-765 морская администрация порта Владивосток (ныне - Учреждение) сообщила ООО "СТК ДМС" об исключении судна "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра в связи с истечением срока действия права плавания под Государственным флагом РФ.
На основании заявления капитана судна "BEZU" (ранее - "Ихтус") на право отхода 06.11.2002 Учреждением выдано разрешение на выход судна из порта Владивосток.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СТК ДМС" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 15 КТМ РФ решение о предоставлении права плавания под Государственным флагом России судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства, принимается органом исполнительной власти в области транспорта. Указанное право может быть предоставлено судну на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера.
Суд установил, что ООО "СТК ДМС" обратилось в Минтранс РФ с заявлением о продлении срока действия свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ в пределах срока действия договора бербоут-чартера в соответствии с требованиями ст. 15 КТМ РФ.
При этом суд пришел к выводу о том, что отказ Минтранса РФ по предоставлению ПР "Ихтус" права плавания под Государственным флагом РФ со ссылкой на действие в отношении судна обеспечительных мер, принятых апелляционной инстанций Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2490/02-12-56, не соответствует требованиям КТМ РФ, который не предусматривает указанные обстоятельства в качестве основания для утраты судном права плавания под Государственным флагом РФ. Кроме того, суд установил, что принятые судом обеспечительные меры не затрагивают действия Минтранса по выдаче разрешения о предоставлении судну права плавания под Государственным флагом РФ.
В связи с этим суд, установив, что оспариваемые действия Минтранса РФ нарушили права ООО "СТК ДМС" в сфере предпринимательской деятельности, обоснованно признал их незаконными на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Выводы судебных инстанций относительно правомерности действий Учреждения по выдаче разрешения на выход из порта Владивосток ПР "Ихтус" без процедуры перефлагирования также соответствуют установленным судом обстоятельствам и не противоречат закону. Поэтому обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат оставлению в силе.
Доводы заявителя кассационной жалобы - Минтранса РФ о необоснованном привлечении его к участию в деле, а также об отсутствии у него полномочий по вопросам, являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу, подлежат отклонению судом кассационной инстанции ввиду следующего. Как установлено судом и следует из материалов дела функции и полномочия упраздненного Минтранса РФ, действия которого оспариваются, переданы в определенных частях как преобразованному Минтрансу РФ, так и входящим в него структурно и находящимся в его подчинении Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству морского и речного флота. Поэтому привлечение судом всех указанных лиц к участию в деле является правомерным.
Конкретные функции указанных федеральных органов исполнительной власти не имеют значения для настоящего дела, в котором оспаривались и признаны незаконными действия Минтранса РФ, упраздненного впоследствии на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314.
Признавая незаконными действия Учреждения по исключению судна ПР "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра, суд исходил из того, что указанные действия произведены на основании незаконных действий Минтранса РФ и противоречат ст.ст. 15, 18 КТМ РФ, п. 97 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2000 N 145 (далее - Правила регистрации).
Между тем согласно указанным нормам права судно утрачивает право плавания под Государственным флагом РФ и подлежит исключению из бербоут-чартерного реестра, в том числе в связи с истечением срока, на который судну предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ переоформлялось на срок до 17.08.2002 с учетом положений КТМ РФ, устанавливающего порядок предоставления права плавания под Государственным флагом РФ на срок, не превышающий двух лет.
Признав незаконными действия Минтранса РФ по отказу в предоставлении ПР "Ихтус" права плавания под Государственным флагом, суд не указал, в чем состоит незаконность действий Учреждения по исключению судна из бербоут-чартерного реестра при отсутствии данного решения Минтранса РФ и истечении срока права плавания под Государственным флагом РФ. Делая вывод о предоставлении ПР "Ихтус" права плавания под Государственным флагом РФ сроком на пять лет, суд не сослался на нормы права, определяющие порядок предоставления указанного права изначально на срок действия договора бербоут-чартера, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие данный вывод. Указанные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения требований о законности действий Учреждения по исключению судна из бербоут-чартерного реестра.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности действий Учреждения по исключению ПР "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра в связи с истечением срока, на который судну предоставлялось право плавания под Государственным флагом РФ является недостаточно обоснованным, поэтому обжалуемые судебные акты в части признания незаконными действий Учреждения по исключению судна из бербоут-чартерного реестра подлежат отмене на основании ст. 288 АПК РФ, а дело в указанной части подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения и с учетом установленного рассмотреть заявленные требования в части признания незаконными действий Учреждения по исключению ПР "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.09.2006, постановление от 13.11.2006 по делу N А51-5186/03 16-204 Арбитражного суда Приморского в части признания незаконным отказа Минтранса России в продлении свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации судна "Ихтус" до окончания срока действия бербоут-чартерного договора от 10.09.2002 N ВР-17/3950 и в части отказа в признании незаконными действий ФГУ "Администрация морского порта Владивосток" по выдаче разрешения на выход из порта Владивосток ПР "Ихтус" 06.11.2002 без процедуры перефлагирования оставить в силе. В остальном решение и постановление отменить и дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5446
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании