Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-1/494
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 09.10.2006, постановление от 11.12.2006 по делу N А51-6973/2006 5-137 Арбитражного суда Приморского края, по иску закрытого акционерного общества "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Администрации Пожарского муниципального района, Отделу народного образования Администрации Пожарского муниципального района о взыскании 457600 рублей 38 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2007 года.
Закрытое акционерное общество "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" (далее - ЗАО "ЛуТЭК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Администрации Пожарского муниципального района, Отделу народного образования Администрации Пожарского муниципального района о взыскании 457600 рублей 38 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение), предоставленных с сентября по ноябрь 2004 года педагогическим работникам, проживающим в сельской местности в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Решением от 09.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2006, исковые требование удовлетворены за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Судебные акты мотивированы неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое полагает их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и несоответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
По мнению заявителя, федеральные органы исполнительной власти в полном объеме исполнили свои полномочия, доведя до субъекта Федерации, утвержденные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", целевые субвенции, и оснований для ответственности по иску Российской Федерации не имеется.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В своем отзыве Администрация Пожарского муниципального района доводы кассационной жалобы отклонила, просила судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ЗАО "ЛуТЭК" в период с сентября по ноябрь 2004 года в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и во исполнение заключенного с Отделом народного образования Администрации МО Пожарского района договора N 11/77 от 01.10.2003 предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг (отопление, горячие водоснабжение) педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в п. Лучегорск, Пожарского района, в результате чего у истца образовались убытки в сумме 457600 рублей 38 копеек.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Размер предоставленных истцом льгот по оплате теплоснабжения в спорный период гражданам в соответствии с вышеназванным Законом подтверждается материалами дела, и не оспаривается сторонами.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на реализацию указанных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю выделено 39699000 рублей, которые полностью распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе Пожарскому району - 1124000 рублей.
Указанные средства в полном объеме перечислены предприятиям муниципального образования, оказывающим данные жилищно-коммунальные услуги, пропорционально понесенным расходам.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено. Однако объем передаваемых средств не покрыл расходы предприятий, в том числе и истца, от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ "Об образовании".
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
В силу изложенного законодательства, суд правомерно освободил муниципальное образование и субъект РФ от ответственности по иску, удовлетворив его за счет казны Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.10.2006, постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6973/2006 5-137 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-1/494
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании