Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2007 г. N Ф03-А73/07-2/84
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Дроботова А.Г. представитель по дов. N ДЭК-20/424 Д от 06.03.2007, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Костромеев Н.Б. представитель по дов. N 01/6-1939 от 25.09.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" Хабаровской теплосетевой компании на решение от 24.10.2006, постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 по делу N А73-10153АП/06-20 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" Хабаровской теплосетевой компании к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2007. Полный текст постановления изготовлен 28.03.2007.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" Хабаровская теплосетевая компания (далее ОАО "Хабаровскэнерго" ХТСК; общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2006 N 5 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 24.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2006 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано, так как факт административного правонарушения, выраженный в неисполнении в полном объеме предписания антимонопольного органа о прекращении необоснованных отказов в согласовании актов предпроектного обследования и в допуске в эксплуатацию приборов, устанавливаемых ООО "Фирма "Теплотерм", подтвержден материалами дела.
Не согласившись с принятыми решением суда и постановлением апелляционной инстанции, ОАО "Хабаровскэнерго" ХТСК подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, признать постановление по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование ссылается на правомерный отказ в допуске в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии на 2-х объектах, поскольку для самостоятельных средств измерения в соответствии с п. 5.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии) требуется экспертное заключение. По мнению, ХТСК спорные теплосчетчики не имеют ни сертификата Госстандарта, ни экспертного заключения Госэнергонадзора, поэтому не могут быть допущены в эксплуатацию.
УФАС России по Хабаровскому краю просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена ОАО "Хабаровскэнерго" на ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в связи с реорганизацией.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов не находит.
Как установлено судом, по заявлению ООО фирма "Теплотерм" (далее - Фирма) на неправомерные действия ОАО "Хабаровскэнерго" - Хабаровской теплосетевой компании, выразившиеся в необоснованных отказах в согласовании актов предпроектного обследования устанавливаемых фирмой приборов учета тепла и допуске в дальнейшую эксплуатацию ранее установленных приборов тепла, УФАС по Хабаровскому краю рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства и вынесены решение от 12.05.2006 N 14 и предписание от 12.05.2006 N 11, которыми ОАО "Хабаровскэнерго" ХТСК предложено прекратить нарушение п. 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1 (далее - Закон "О конкуренции"), и в срок до 01.06.2006 обязал ХТСК рассмотреть все представленные на согласование акты ООО "Фирма "Теплотерм". В случае отказа в согласовании, указать в нарушение какого пункта Правил учета тепловой энергии и теплоносителя произведен отказ.
При проверке антимонопольным органом соблюдения предписания N 11 от 12.05.2006, установлено, что нарушения устранены не полностью, а именно: ООО "Фирма "Теплотерм" отказано в согласовании актов предпроектного обследования приборов учета тепловой энергии ТСК-7 на объектах, расположенных по адресам: город Хабаровск, ул. Больничная, 2г, и ул. Фрунзе, 67, о чем составлен протокол N 4 от 17.07.2006 об административном правонарушении.
На основании указанного протокола УФАС РФ по Хабаровскому краю вынесено постановление N 5 от 31.08.2006 об административном правонарушении, которым ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской теплосетевой компании привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ за невыполнение в установленный законом срок предписания, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, ОАО Хабаровскэнерго" ХТСК обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР "О конкуренции" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции", антимонопольным органам предоставлено право давать предписания о прекращении указанных в статье 5 этого же Закона нарушений антимонопольного законодательства субъектам, доминирующим на рынке определенного товара. Статья 22 Закона обязывает коммерческие организации выполнить действия, предусмотренные решением и предписанием антимонопольного органа в установленный срок.
В обоснование причин невыполнения предписания антимонопольного органа в полном объеме, ОАО "Хабаровскэнерго" ХТСК ссылается на непредставление ООО Фирма "Теплотерм" документов, обосновывающих отсутствие возможности несанкционированного вмешательства в работу вычислителей ВКТ-7 с аппаратной версией АВ.5.2, устанавливаемых на 2-х объектах.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что отдельного экспертного заключения на вычислитель ВКТ-7, как заявляло ХТСК, не требуется, поскольку эксплуатационным испытаниям подвергался счетчик ТСК-7, в состав которого входит вычислитель ВКТ-7, и на узлах учета тепловой энергии устанавливается комплекс ТСК-7 в целом, а не отдельный функциональный блок указанного прибора учета.
При этом суд обеих инстанций указал, что приборы учета, устанавливаемые ООО "Фирма "Теплотерм" полностью соответствуют предъявляемым требованиям, поскольку имеют сертификат Госстандарта России об утверждении типа СИ (средство измерения) N 12628, тип теплосчетчиков ТСК-7 производства ЗАО "Теплоком", зарегистрирован в госреестре СИ по N 23194-02 и допущен к применению на территории Российской Федерации. Согласно экспертному заключению N 245-ТС от 05.09.2002 (срок действия продлен до 05.09.2007) испытанное средство измерения - теплосчетчики ТСК 7 соответствуют требованиям нормативных документов Госэнергонадзора Минэнерго России, и могут применяться на узлах коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах теплоснабжения. Вычислитель количества теплоты ВКТ-7 производства ЗАО "НПФ Теплоком" имеет сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении типа СИ N 21953-06, который также удостоверяет об утверждении типа ВКТ-7, зарегистрированного в Госреестре СИ N 23195-06 и допущенного к применению на территории Российской Федерации.
Таким образом, как установлено судом, подтверждено материалами дела и не опровергнуто обществом, отказ в согласовании актов предпроектного обследования приборов учета тепловой энергии неправомерен, не мотивирован Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, следовательно, факт неисполнения предписания в полном объеме антимонопольного органа имел место, в связи с чем общество правомерно привлечено к ответственности по ч. 2 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Доводы заявителя жалобы не принимаются судом во внимание как несостоятельные по вышеизложенному.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение суда от 24.10.2006, постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 по делу N А73-10153АП/06-20 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2007 г. N Ф03-А73/07-2/84
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании