Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Железнодорожному району города Хабаровска - Русанова Е.В. представитель по дов. N 05-22/59 от 09.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Железнодорожному району города Хабаровска на решение от 26.10.2006 по делу N А73-8983/2006-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению закрытого акционерного общества "Ф" к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Железнодорожному району города Хабаровска, третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Хабаровску и Хабаровскому району Хабаровского края, о признании недействительными решений и обязании возвратить страховые взносы и пени.
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2007. Полный текст постановления изготовлен 11.04.2007.
Закрытое акционерное общество "Ф" (далее - ЗАО "Ф"; общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Железнодорожному району города Хабаровска (далее - ИФНС РФ по Железнодорожному району города Хабаровска; налоговый орган; инспекция) об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени, и об обязании возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов на ОПС в размере 916200 руб., пени в размере 13961,97 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Хабаровску и Хабаровскому району Хабаровского края.
Решением суда от 26.10.2006 заявленные требования общества удовлетворены на том основании, что возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговым органом.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
Не согласившись с принятым решением суда, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Ф" отказать.
В обоснование ссылается на то, что действующим законодательством порядок возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до настоящего времени не определен, и полагает, что учитывая природу страховых взносов и их зачисление в полном объеме на счета Пенсионного фонда РФ, возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов должен осуществляться органом Пенсионного фонда РФ.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
ЗАО "Ф" извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.
В отзыве на жалобу ЗАО "Ф" просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, ЗАО "Ф" обратилось в ИФНС РФ по Железнодорожному району города Хабаровска с заявлениями от 31.01.2006 N 2/Н о возврате переплаты сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 916200 руб., от 22.03.2006 N 12/Н о возврате переплаты сумм пени по страховым взносам на ОПС, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 13961 руб. на расчетный счет общества. В возврате указанных сумм обществу отказано решениями ИФНС РФ по Железнодорожному району города Хабаровска, выраженными в письмах от 09.03.2006 N 1026, от 11.04.2006 N 11-51/6947 по мотиву отсутствия правовых оснований для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на ОПС.
Не согласившись с решениями об отказе в возврате переплаты сумм страховых взносов на ОПС и пени, общество обратилось в арбитражный суд о признании их недействительными, а также просило обязать налоговый орган возвратить указанные суммы ООО "Ф"
Суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что отказ в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС и пени ущемляет права и законные интересы заявителя, а также из того, что зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС должен осуществляться налоговыми органами, на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврата, однако порядок возврата (зачета) не определен.
Между тем возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначействам администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии является Федеральная налоговая служба.
Факт излишней уплаты страховых взносов на ОПС и пени по страховым взносам на ОПС установлен судом, подтверждается материалами дела (платежные поручения от 20.05.2005 N 18, от 25.05.2005 N 49, от 25.05.2005 N 44) и не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения инспекции об отказе в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС и пени, и обязал налоговый орган возвратить указанные излишне уплаченные суммы в размере 916200 руб. и 13961,97 руб., решение суда первой инстанции отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.10.2006 по делу N А73-8983/2006-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району города Хабаровска в федеральный бюджет госпошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 г. N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании решений налоговых органов и администраторов о возврате.
По мнению налогового органа, налогоплательщик не имеет права на возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, т.к. правовое регулирование возврата отсутствует.
Причину отказа налоговый орган также объяснил тем, что полномочия по возврату входят в компетенции органов Пенсионного фонда РФ.
Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, администратором поступлений в бюджеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является именно ФНС РФ (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ").
Таким образом, налогоплательщик правомерно обратился в ИФНС с заявлением о возврате, и его требования должны быть удовлетворены.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2007 г. N Ф03-А73/06-2/5670 "Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов, на которые ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возложен контроль за уплатой названных страховых взносов"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2007, N 4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании