Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 апреля 2007 г. N Ф03-А37/07-2/521
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО междугородной и международной электрической связи "Р" - Федорова О.В. - главный юрисконсульт, дов. N 12-123/17 от 21.02.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 25.10.2006 по делу N А37-2370/2006-14/11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Р" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 19261 руб., в местный бюджет в сумме 19955 руб., произвести зачет налога на прибыль в бюджет субъекта в сумме 125405 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2007 года.
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция, налоговый орган) возвратить обществу излишне уплаченный налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 19261 руб., в местный бюджет в сумме 19955 руб., произвести зачет налога на прибыль в бюджет субъекта в сумме 125405 руб.
Решением суда от 25.10.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд, установив переплату по налогу на прибыль в спорной сумме и руководствуясь статьями 21, 54, 78 Налогового кодекса РФ, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. По мнению налогового органа, поскольку платеж по налогу на прибыль за 2002 год осуществлен обществом 25.12.2002, соответственно истечение трехлетнего срока подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога приходится на 25.12.2005. Представленные в инспекцию по налогам и сборам 20.01.2006 одновременно с уточненными декларациями заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога на прибыль поданы с пропуском срока, в связи с чем налоговым органом правомерно оставлены без удовлетворения.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель общества против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя лица, участвующего в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 30.12.2005 ОАО "Р" представило по месту своего нахождения в инспекцию по налогам и сборам N 7 г. Москвы уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2002 год. Основанием представления уточненной декларации явилось выявление доходов и расходов, учтенных в 2003-2004 годах, относящихся к 2002 году.
В связи с чем обществом представлены уточненные налоговые декларации по месту нахождения каждого обособленного подразделения ОАО "Р", в том числе 20.01.2006 в МИФНС N 1 по Магаданской области, одновременно представив заявление об осуществлении возврата (зачета) налога.
Инспекция по налогам и сборам письмами N 92 от 14.02.2006, N НТ-13-10/4162 от 20.02.2006 отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога со ссылкой на то, что по истечении срока, установленного для проведения налоговых проверок статьей 87 Налогового кодекса РФ, налоговый орган не вправе провести проверку представленной уточненной налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде, перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки.
При этом согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ налогоплательщик должен внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию за период, в котором допущена ошибка.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе производить камеральные и выездные налоговые проверки только за три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Уточненные налоговые декларации за 2002 год поданы налогоплательщиком в налоговый орган 20.01.2006.
В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении от 21.06.2001 N 173-О, пропуск трехлетнего срока на возврат или зачет налога, установленного статьей 78 Налогового кодекса РФ, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке судопроизводства в арбитражном суде, так как в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В данном случае общество узнало о нарушении своего права 30.12.2005 при подаче уточненной налоговой декларации в инспекцию по налогам и сборам г. Москвы.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.10.2006 по делу N А37-2370/06-14/11 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Магаданской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2007 г. N Ф03-А37/07-2/521
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании