Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 апреля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/539
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Прокурора Хабаровского края - Моргунова Н.Н. - старший прокурор отдела (уд. 137208), от Правительства: Мазитова А.И. - главный специалист, доверенность от 13.10.2006 N 4.12.3-10020, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Первого заместителя прокурора Хабаровского края на решение от 27.11.2006 по делу N А73-3019/2006-51 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Прокурора Хабаровского края к администрации Комсомольского района, ООО "Золотодобывающая артель "Прибой", 3-и лица: Правительство Хабаровского края, ФГУ "Гурский лесхоз", Агентство лесного хозяйства по Хабаровскому краю, о признании договора недействительным.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2007 года.
Прокурор Хабаровского края в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Комсомольского района Хабаровского края (далее - администрация), ООО "Золотодобывающая артель старателей "Прибой" (далее - общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 22.11.2004 N 25-04, применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав администрацию возвратить в федеральный бюджет незаконно полученные от сдачи в аренду федеральной собственности платежи в сумме 4420 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Правительство Хабаровского края, ФГУ "Гурский лесхоз", Агентство лесного хозяйства по Хабаровскому краю (определение от 02.08.2006), Министерство финансов РФ (определение от 02.05.2006).
Решением от 27.11.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе прокурор Хабаровского края просит отменить решение, полагая, что право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику, спорный участок отнесен к лесному фонду, в силу закона (ст. 19 ЛК РФ) находится в федеральной собственности и, следовательно, разграничение права собственности на земли лесного фонда не требуется. Согласно ст. 32 ЛК РФ арендодателем по договору аренды лесного фонда является лесхоз.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Хабаровского края, не соглашаясь с ее доводами, просило оставить решение суда без изменения. Полагает, что предметом договора аренды является земельный участок лесного фонда, правовое регулирование которого осуществлялось в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства; нормы ранее действовавшего Лесного кодекса регулировали отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Прокурора Хабаровского края, Правительства Хабаровского края поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее.
Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность решения от 27.11.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, 22.11.2004 между администрацией Комсомольского района (арендодатель) и ООО "Золотодобывающая артель старателей "Прибой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 25-04, согласно которому арендатор принял в аренду земельный участок из земель лесного фонда, кадастровый номер 27:07:050122:1719 площадью 11 га, расположенный в Хабаровском крае, Комсомольский район, Гурский лесхоз, смежное лесничество, квартал 66 (далее - участок) для разработки месторождения россыпного золота; срок аренды определен с 19.11.2004 по 31.12.2004. В договоре указано, что основанием его заключения является постановление Председателя Правительства Хабаровского края от 19.11.2004 N 90-пр. Сторонами оформлен акт приема-передачи земельного участка от 22.11.2004. Арендная плата за пользование участком составила 4420 руб., которая оплачена арендатором (л.д. 13).
Прокурор, полагая, что предметом договора аренды является земельный участок, отнесенный к землям лесного фонда, который, в свою очередь, находится в федеральной собственности и в соответствии со ст. 31 Лесного кодекса РФ администрация Комсомольского района не вправе выступать арендодателем такого участка, обратился в арбитражный суд с настоящим иском, обосновав свою правовую позицию положениями ст. 112 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 167, 168 ГК РФ.
По общему правилу, установленному ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
При разрешении спора суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Прокурора, исходил из того, что, поскольку предметом аренды являлся земельный участок лесного фонда для разработки месторождения россыпного золота, использование названного земельного участка не связано с осуществлением лесопользования, следовательно, к возникшим правоотношениям не подлежат применению нормы Лесного кодекса РФ. Ссылаясь на п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", п. 1 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576, указав, что администрация, как орган местного самоуправления имеет полномочия на сдачу в аренду земельного участка для целей, не связанных с лесопользованием, суд сделал вывод о соответствии спорного договора нормам действующего в период его заключения законодательства.
Как установлено, заключению договора предшествовало постановление Правительства Хабаровского края от 19.11.2004 N 90-пр (о чем указано в договоре), которым постановлено перевести лесные земли в нелесные (без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий) в лесах третьей группы из земель лесного фонда Гурского лесхоза (квартал N 66 смешанного лесничества) площадью 11 га для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (п. 1), и земельный участок, кадастровый номер 27:07:050122:1719 предоставить ООО ЗАС "Прибой" в аренду сроком до 01.01.2005 для обработки запасов месторождения россыпного золота по ручью Кедровый. Перевод лесных земель осуществлен с учетом представления Агентством лесного хозяйства по Хабаровскому краю от 13.10.2004 N 4.1-4; землеустроительного проекта; распоряжения Правительства Хабаровского края от 01.10.2004 N 132-рп "О предварительном согласовании ООО "Золотодобывающая артель старателей "Прибой" места размещения объекта отработки запасов месторождения россыпного золота по ручью Кедровый". Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) агентства лесного хозяйства по Хабаровскому краю от 04.10.2005 N 303 леса, расположенные на данном участке входят в состав лесничества ФГУ "Гурский лесхоз" (ныне КГУ "Гурский лесхоз") и относятся к лесам 3 группы.
Таким образом, объектом договора аренды являлся земельный участок лесного фонда площадью 11 га; на указанный участок оформлен кадастровый номер 27:07:050122:1719.
Спорный участок представлен обществу для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства - для разработки месторождения россыпного золота. Данная деятельность в соответствии со ст. 80 ЛК РФ не относится к видам лесопользования, в связи с чем, с учетом положений ст. 5 ЛК РФ, судом обосновано сделан вывод, что отношения, вытекающие из договора аренды регулируются нормами земельного и гражданского законодательства.
Как указано выше, объектом договора является земельный участок лесного фонда, что согласуется с положениями ст.ст. 6, 7 ЗК РФ. Распоряжение земельными участками осуществляется соответствующими органами государственной власти местного самоуправления в пределах их компетенции (ст.ст. 9, 10, 11, 29 ЗК РФ).
В этой связи, с учетом изложенного, положений ст. 16 ЗК РФ, п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", постановления Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", суд правомерно сделал вывод о том, что администрация, как орган местного самоуправления, в рамках действовавшего законодательства была полномочна на заключение договора аренды земельного участка для использования его в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
В этой связи подлежат отклонению доводы заявителя кассационной жалобы о том, что участками лесного фонда распоряжаются соответствующие лесхозы.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.11.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3019/2006-51 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 апреля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/539
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании