Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 апреля 2007 г. N Ф03-А73/07-2/802
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ЗАО "Л" - Первушин В.А. - представитель, дов. N Ю-791 от 17.11.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю на решение от 25.12.2006 по делу N А73-10617/2006-63 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Закрытого акционерного общества "Л" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю о признании незаконным действия налогового органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2007 года.
Закрытое акционерное общество "Л" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившиеся в отказе зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов.
Решением суда от 25.12.2006 заявленные требования удовлетворены, суд обязал инспекцию по налогам и сборам зачесть излишне уплаченные страховые взносы в размере 254116,36 руб. и в размере 8565 руб.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. По мнению заявителя жалобы, правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, не являются налоговыми, в связи с чем зачет или возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может быть произведен налоговым органом.
В судебном заседании представитель общества против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, ЗАО "Л" обратилось в налоговый орган с заявлением N 741 от 05.07.2006 о зачете переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в уплату доначисленных по акту проверки от 10.05.2006 N 11-45/20с ЕСН и пени.
Налоговый орган, ссылаясь на статьи 8, 78 Налогового кодекса РФ, письмом N 09-21/5911 от 20.07.2006 отказал в производстве указанного зачета, что явилось основанием для обращения ЗАО "Л" в арбитражный суд.
Арбитражным судом установлено, что в результате ошибочного указания кода ОКАТО при перечислении денежных средств по платежным поручениям N 44 от 30.03.2006, N 53 от 26.04.2006, N 43 от 30.03.2006, N 90 от 23.05.2006, N 251 от 15.08.2006, N 293 от 15.09.2006, N 356 от 20.10.2006, N 42 от 30.03.2006, N 54 от 26.04.2006, N 41 от 30.03.2006, N 89 от 23.05.2006 у ЗАО "Л" возникла переплата по страховым взносам в сумме 72914 руб., в том числе 66148 руб. - на страховую часть, 6766 руб. - на накопительную часть. Кроме того, установлено наличие переплаты по страховым взносам в сумме 281760,07 руб., что подтверждается письмом Пенсионного фонда РФ от 19.12.2006 N 16206.
Суд посчитал, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами, на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возложен контроль за уплатой названных страховых взносов. Кроме того, суд сослался на приложение 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которому Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, вывод суда о том, что зачет или возврат, в том числе излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом, основан на правильном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, следует отклонить, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.12.2006 по делу N А73-10617/2006-63 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 апреля 2007 г. N Ф03-А73/07-2/802
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании