Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 мая 2007 г. N Ф03-А24/07-2/781
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "Г" - Рыкова Е.А. юрисконсульт по доверенности от 01.01.2007 N ДВЭУК-71/103Д; от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому - Ситько В.Ю. старший государственный налоговый инспектор по доверенности от 09.01.2007 N 12, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 18.12.2006 по делу N А24-5499/06-14 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества "Г" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании незаконным бездействия.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 3 мая 2007 года.
Открытое акционерное общество "Г" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция; налоговый орган) и обязании произвести возврат или зачет излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 15000 руб.
Решением суда от 18.12.2006 заявление общества удовлетворено. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления ОАО "Г", ссылаясь на неправильное применение судом статьи 333.40 Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, зачет излишне уплаченной государственной пошлины возможен в счет уплаты государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, поэтому инспекцией было отказано в зачете спорной суммы в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость.
ОАО "Г" в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены решения суда возражают, считая его законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) законность состоявшегося по делу судебного акта, исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела (платежные документы, справки на возврат государственной пошлины), в соответствии с решениями Арбитражного суда Камчатской области Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в общей сумме 15000 руб.
На обращения ОАО "Г" о возврате или зачете указанной суммы (письма от 11.08.2006 и 22.08.2006) налоговый орган ответил отказом (письма от 14.08.2006 N 10-56/16892 и от 25.08.2006 N 10-60/8301), сославшись на пункт 6 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, предусматривающий возможность зачета излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Суд, признавая указанное бездействие инспекции незаконным, исходил из того, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в возврате либо зачете спорной суммы.
Государственная пошлина является сбором, взимаемым с плательщиков при обращении, в частности, в арбитражные суды (статьи 13, 333.16 и 333.18 Налогового кодекса РФ) за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005, раздел VIII Налогового кодекса РФ дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина", с указанной даты возврат государственной пошлины производится налоговым органом по месту нахождения органа, за действия которого уплачена государственная пошлина.
Возврат излишне уплаченной государственной пошлины в связи с обращением в арбитражные суды осуществляется исходя из положений пункта 11 статьи 78, пунктов 3 и 7 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ. При этом нормы статьи 78 Налогового кодекса РФ в отношении возврата излишне уплаченных сумм государственные пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ; возврат производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина; к заявлению прикладываются решения, определения и справки судов, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, либо копии платежных документов, если государственная пошлина подлежит возврату частично.
Таким образом, лица, признаваемые плательщиками государственной пошлины, вправе с 01.01.2005 направить в налоговый орган по месту нахождения суда, указанного в платежном поручении в качестве органа, за юридически значимые действия которого произведена уплата государственной пошлины, соответствующее заявление с приложением необходимых документов.
Поскольку общество, как установлено судом, обратилось с заявлением в соответствующий налоговый орган и представило все необходимые документы, то оснований для отказа в возврате либо зачете спорной суммы у инспекции не имелось.
Доводы заявителя жалобы относительно нарушения судом пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ несостоятельны, учитывая, что данная норма предоставляет плательщику государственной пошлины право (но не обязанность) на зачет излишне уплаченной государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичных действий.
При этом в силу пункта 7 указанной статьи возврат или зачет уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, решение суда принято с правильным применением норм процессуального и материального права, поэтому кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения и взыскать с инспекции по правилам статьи 110 АПК РФ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.12.2006 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-5499/06-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Камчатской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как предусмотрено п.6 ст.333.40 НК РФ, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
ИФНС отказала обществу в возврате и зачете государственной пошлины, подлежащей возврату из федерального бюджета по решению суда.
При этом налоговый орган исходил из того, что законодательство предусматривает лишь возможность зачета государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Рассматривая настоящее дело, суд обратил внимание на то, что согласно положениям Федерального закона от 02.11.2004 г. N 127-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005 г., раздел VIII НК РФ дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина", и с указанной даты возврат государственной пошлины производится налоговым органом по месту нахождения органа, за действия которого уплачена государственная пошлина.
Поскольку общество обратилось с заявлением в соответствующий налоговый орган и представило все необходимые документы, то оснований для отказа в возврате либо зачете спорной суммы у ИФНС не имелось.
При этом суд указал, что п.6 ст.333.40 НК РФ предоставляет плательщику государственной пошлины право (но не обязанность) на зачет излишне уплаченной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичных действий.
Таким образом, налоговый орган неправомерно отказал обществу в удовлетворении его заявления о возврате или зачете.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2007 г. N Ф03-А24/07-2/781
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании