Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ФГУ "О" - Ким О.И. представитель по доверенности N 18 от 24.03.2006, от МИФНС России N 4 по Хабаровскому краю Бригидин В.В. - начальник юридического отдела по доверенности N 21 от 15.11.2006, Тишкова Г.И - начальник отдела по доверенности N 21410 от 28.11.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФГУ "О" на решение от 25.07.2006, постановление от 13.10.2006 по делу N А73-3811/2006-72 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федерального государственного учреждения "О" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю о признании частично недействительным решения N 31 от 20.03.2006.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2006. Полный текст постановления изготовлен 27.12.2006.
Федеральное государственное учреждение "О" (далее - учреждение, лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) N 31 от 20.03.2006 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), пункту 2 статьи 119 НК РФ, доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и соответствующих пеней.
Решением суда от 25.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что деятельность лесхоза по реализации древесины, заготовленной в ходе рубок промежуточного пользования, подлежит налогообложению на общих основаниях.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, лесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой предлагает обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, как осуществление рубок промежуточного пользования, так и реализация древесины от таких рубок являются исключительными полномочиями лесхоза, следовательно, денежные средства, полученные от таких рубок, являются неналоговыми доходами. Доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержаны представителем учреждения в заседании суда кассационной инстанции в полном объеме.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда отклонил жалобу, полагая, что состоявшиеся судебные акты являются законными и обоснованными, отмене не подлежащими.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лесхоза и инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении ФГУ "О" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах. По результатам проверки составлен акт N 12-81/56 от 22.02.2006 и принято решение N 31 от 20.03.2006 о привлечении лесхоза к налоговой ответственности, предусмотренной
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, в том числе за неуплату налога на прибыль в сумме 19309 руб. и НДС в сумме 315364 руб.;
- пунктом 2 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1523273 руб. за непредставление налоговой декларации по НДС.
Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленные налоги, в том числе налог на прибыль в размере 96544 руб., налога на добавленную стоимость в размере 1576813 руб., и соответствующие им пени в суммах 16147 руб. и 583157 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, лесхоз обратился с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным в части доначисления налога на прибыль и НДС, соответствующих им пеней и привлечения к налоговой ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу о том, что операции по реализации древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг) и не являются исключительными полномочиями лесхоза, в связи с чем подлежат налогообложению на общих основаниях. Данный вывод суда является правильным.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах Федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В соответствии со статьей 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 пункта 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом ив результате осуществления рубок промежуточного пользования, а также оказывал авто- и иные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно исходил из того, что операции по реализации указанной древесины (товара) не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза.
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль в соответствии со статьей 247 НК РФ является прибыль, полученная налогоплательщиком. Учитывая вышеизложенное, а также то, что доходы, полученные от реализации древесины от рубок промежуточного пользования и рубок ухода, не названы в перечне доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы (статья 251 НК РФ), начисление налога на прибыль является правомерным.
Следовательно, налоговый орган обоснованно доначислил налог на прибыль и НДС, пени и привлек к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Правомерен вывод суда об обоснованном привлечении учреждения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ.
Пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Арбитражным судом установлен факт представления лесхозом налоговой декларации по НДС с просрочкой, в связи с чем привлечение лесхоза к ответственности, предусмотренной вышеназванной нормой, обоснованно.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.07.2006, постановление апелляционной инстанции от 13.10.2006 по делу N А73-3811/2006-72 (АИ-1/1391/06-46) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-2/4832 "Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", январь-февраль 2007 г., N 1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании