Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 апреля 2007 г. N Ф03-А24/07-1/1302
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: И.В. Овчарук - представитель по доверенности N 31/07-27 от 29.12.2006; М.В. Мусатова - представитель по доверенности N 31/07-73 от 27.11.2006, от администрации Корякского автономного округа: Ю.О. Баранков - представитель по доверенности б/н от 20.12.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Корякского автономного округа на решение от 21.11.2006 по делу N А24-3093/06-17 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Южные электрические сети" к Корякскому автономному округу, Департаменту финансов администрации Корякского автономного округа о взыскании 76644159,33 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2007. Полный текст постановления изготовлен 28.04.2007.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 27.04.2007.
ОАО "Южные электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Корякскому автономному округу, Департаменту финансов администрации Корякского автономного округа о взыскании 76644159 руб. убытков, причиненных в результате предоставления льготных тарифов отдельным категориям потребителей в 2004 году.
Решением от 21.11.2006 исковые требования истца удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Департамента финансов администрации Корякского автономного округа, в которой заявитель просит отменить решение суда, как принятое без учета его возражений, и по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Кроме того, считает, что суд необоснованно отклонил его ходатайство о привлечении по делу в качестве третьих лиц на стороне ответчика предприятий жилищно-коммунального хозяйства Корякского автономного округа, являющихся непосредственными получателями электроэнергии, и которые могли суду представить по делу сведения об обстоятельствах внутридомового потребления электроэнергии по жилому фонду и объемах поставленной электроэнергии.
Кроме того, ответчик заявил ходатайство о фальсификации части представленных документов.
Данное ходатайство в силу статьи 161, части 2 статьи 284, статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отклонению в связи с тем, что рассмотрение заявлений о фальсификации доказательств не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции.
В судебное заседание представитель Департамента финансов администрации Корякского автономного округа не явился, несмотря на надлежащее извещение.
Представитель администрации Корякского автономного округа с доводами жалобы согласился и поддержал их.
Представители ОАО "Южные электрические сети" жалобу отклонили и просили решение суда оставить в силе.
Из материалов дела установлено, ОАО "Южные электрические сети" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Департамента финансов администрации Корякского автономного округа убытков, связанных с реализацией электроэнергии по сниженному тарифу бюджетным и бюджетозависимым предприятиям в 2004 году на основании ФЗ "Об электроэнергетике", Типового положения "О регистрационной энергетической комиссии субъекта РФ", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.1999 N 1435, ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию".
Приложением N 1 к Протоколу Регионально-энергетической комиссии Корякского автономного округа N 15 от 22.01.2004 установлен экономически обоснованный тариф на электроэнергию производства ОАО "Южные электрические сети" с 01.01.2004 10 руб. 30 коп. за 1 кВт/час и сниженный тариф для бюджетных и бюджетозависимых (жилищно-коммунальных хозяйств) потребителей - 7 руб. 17 коп. за 1 кВт/час.
Пунктом 2 Приложения N 3, 4 Протокола Региональной энергетической комиссией Корякского автономного округа (далее РЭК) N 16 от 22.01.2004 утверждена и введена в действие с 01 января 2004 года 17, 9-процентная скидка от установленного тарифа - 7,17 руб. (с НДС) или 6,08 руб. (без НДС) предприятиям ЖКХ Корякского автономного округа, таким образом, тариф для данных предприятий составил 5,89 руб. (с НДС) или 4,99 руб. (без НДС).
Оплата электроэнергии по экономически обоснованному тарифу 10 руб. 30 коп. (с НДС) или 8,73 руб. (без НДС) за 1 кВт/час по каждому потребителю подлежала возмещению в 2004 году из трех источников: юридическими лицами по сниженному тарифу 5,89 руб. (с НДС) или 4,89 руб. (без НДС); разница между тарифом 10 руб. 30 коп. (с НДС), 8 руб. 73 коп. (без НДС) и 7 руб. 17 коп. (с НДС) или 6 руб. 08 коп. (без НДС) за счет средств бюджета округа; разница между тарифом 7 руб. 17 коп. (с НДС) или б руб. 08 коп. (без НДС) и 5 руб. 89 коп. (с НДС) или 4 руб. 99 коп. (без НДС) из Федерального фонда финансовой поддержки на компенсацию тарифов на электроэнергию.
ОАО "Южные электрические сети" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд к Корякскому автономному округу о компенсации разницы между экономически обоснованным тарифом 10 руб. 30 коп. (с НДС) или 8 руб. 73 коп. (без НДС) и 7 руб. 17 коп. или 6 руб. 08 коп. (без НДС) за 1 кВт/час.
В 2004 году отпущено истцом потребителю Корякского автономного округа электроэнергии по сниженному тарифу 32245414 кВт/час, на сумму 140467299 руб. 64 коп. (без НДС - 3050847 руб. 46 коп., не подлежащего начислению при расчете федеральной субвенции).
В соответствии с соглашениями от 25.05.2004, 21.06.2004 "О взаимодействии по обеспечению устойчивого энергоснабжения, а также нормализации расчетов по возмещению убытков от реализации электроэнергии населению Корякского автономного округа, бюджетным и бюджетозависимым потребителям по сниженному тарифу в 2004 году, заключенными администрацией Корякского автономного округа и администрациями районов округа и ОАО "Южные электрические сети", ответчиком компенсированы истцу частично затраты в сумме 63823140 руб. 31 коп. путем поставки топлива и передачи векселей.
На остаток долга 76644159 руб. 33 коп. заявлено исковое требование, которое арбитражным судом первой инстанции правомерно удовлетворено путем взыскания с ответчика названной суммы.
Объем отпущенной электроэнергии подтвержден материалами дела: счетами-фактурами, счетами-актами, реестрами документов по оплате населения, приходными кассовыми ордерами, платежными поручениями, счетами-актами по тарифу населения, отчетами об отпуске электроэнергии потребителям, актами о составлении баланса электроэнергии, справками по полезному отпуску и оплате, аналитическими оборотными сальдовыми ведомостями покупателям электроэнергии за 2004 год и аудиторским заключением.
Кроме того, в деле имеются расчеты по начислению субвенций в счет погашения разницы в тарифах за электроэнергию, отпущенную бюджетным и бюджетозависимым потребителям округа, и расчеты дотацией на выравнивание разницы в тарифах по населению, которые подписаны губернатором Корякского автономного округа без возражений.
Указанные документы свидетельствуют о согласии ответчика с объемом отпущенной в 2004 году электроэнергии, поэтому его возражения по поводу того, что истец не подтвердил размер понесенных убытков, необоснованы.
Неоснователен довод ответчика и о применении ответственности за нарушение обязательства по счетам-фактурам N 558/557 от 16.07.2004, N 423 от 16.06.2007 N 284 от 16.04.2004, которые, по его мнению, были предметом рассмотрения по арбитражным делам N А24-1936/05-17 и N А24-541/05-10. По перечисленным выше делам рассмотрен спор по иску
ОАО "Южные электрические сети" о взыскании задолженности по оплате за электроэнергию, отпущенную по сниженному тарифу 5 руб. 89 коп. (с НДС) или 4 руб. 99 коп. (без НДС) предприятиям ЖКХ, в том числе ГУП "Оссорское ЖКХ" на основании Протокола РЭК N 16 от 22.01.2004, в то время как по настоящему делу рассматривается спор о взыскании разницы по оплате электроэнергии по экономически обоснованному тарифу 10 руб. 30 коп. (с НДС) или 8 руб. 73 коп. (без НДС) и 7 руб. 17 коп. (с НДС) или 6 руб. 08 коп. (без НДС) соответственно, возмещение которой за счет средств своего бюджета является обязанностью Администрации Корякского автономного округа.
Ходатайство ответчика о фальсификации части представленных истцом документов рассмотрено судом первой инстанции и правомерно отклонено, поскольку он в соответствии со статьей 161 АПК РФ не представил доказательств в подтверждение обоснованности своих требований.
Также неосновательны возражения ответчика относительно неправомерного предъявления к администрации округа требования по оплате за электроэнергию, отпущенной на освещение клеток жилых домов, подъездов служебных квартир, общежитий, сделанные со ссылкой на то, что плата за электроэнергию по этим объектам должна производиться полностью предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, то есть непосредственными получателями электроэнергии.
Как следует из документов, при расчете тарифа на электроэнергию населению вошли и внутридомовые объекты, которые отнесены к одной тарифной группе "население". Получателями электроэнергии, отпущенной на внутридомовые объекты, являлись предприятия ЖКХ КАО, которые оплачивали ее по сниженному тарифу в размере, утвержденному для населения. Поэтому разница в тарифах на освещение внутридомовых объектов должна компенсироваться согласно Протоколу РЭК N 16 от 22.01.2004 в таком же порядке, как и для населения, то есть из бюджета округа.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Камчатской области в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ правомерно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о привлечении предприятий ЖКХ к участию в деле, поскольку между ними и истцом нет спора относительно предмета иска, в том числе и по объему поставленной электроэнергии. Предприятия ЖКХ оплатили задолженность за электроэнергию в 2004 году по сниженному тарифу, что подтверждается решениями арбитражного суда, копии которых приобщены к материалам дела, но не разницу до установленного регулирующим органом экономически обоснованного тарифа.
С учетом изложенного, Арбитражным судом Камчатской области принят судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права, доводы, изложенные в жалобе, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче кассационной жалобы Департамент финансов администрации Корякского автономного округа не оплатил 1000 руб. государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.11.2006 по делу N А24-3093/06-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента финансов администрации Корякского автономного округа в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе - 1000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2007 г. N Ф03-А24/07-1/1302
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании