Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 2007 г. N Ф03-А16/07-2/1414
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: индивидуальный предприниматель М.Е., М.Н. - представитель, дов. N 21179 от 23.11.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану на решение от 09.01.2007, постановление от 14.02.2007 по делу N А16-120АП/2006-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Индивидуального предпринимателя М.Е. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2007 года.
Индивидуальный предприниматель М.Е. (далее предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 77 от 15.11.2006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда от 09.01.2007 заявленные требования удовлетворены, обжалуемое постановление изменено в части избрания вида административного наказания. Индивидуальному предпринимателю М.Е. назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2007 решение суда отменено. Суд исходил из доказанности материалами дела факта совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса, однако, учитывая, что на момент принятия налоговым органом оспариваемого постановления двухмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, признал оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. Как указывает заявитель жалобы, поскольку предприниматель не представил изменения касающихся паспортных данных в регистрирующий орган в установленный законом срок, в связи с чем налоговый орган не располагал достоверными сведениями, то предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании и отзыве на кассационную жалобу предприниматель и его представитель против доводов жалобы возражали, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя лица, участвующего в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 09.11.2006 налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении N 77 в отношении индивидуального предпринимателя М.Е. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, из которого следует, что предприниматель в нарушение пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" несвоевременно представил в налоговую инспекцию сведения об изменении его места жительства.
На основании протокола налоговой инспекцией вынесено постановление N 77 от 15.11.2006 о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда 5000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления налогового органа.
Руководствуясь статьей 4.5, частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения, однако указал на пропуск налоговым органом срока давности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности и удовлетворил заявленное требование о признании оспариваемого постановления незаконным.
Частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ установлена ответственность за непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся в том числе сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Согласно пункту 5 данной статьи индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Факт предоставления предпринимателем в регистрирующий орган сведений об изменении места жительства с нарушением предусмотренного в пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" срока судом установлен, материалами дела подтвержден.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса, является правильным.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
В пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен конкретный срок предоставления соответствующей информации об индивидуальном предпринимателе (в течение трех дней с момента изменения сведений).
Нарушение установленного срока предоставления информации по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку объективную сторону данного состава образует нарушение закрепленного нормативным актом срока предоставления сведений о произведенных изменениях. Правонарушение считается оконченным по истечении трех дней с момента изменения сведений. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не со дня его обнаружения. Несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося.
В рассматриваемом случае предприниматель должен был предоставить в регистрирующий орган сведения об изменении места жительства в течение трех дней со дня изменения места жительства (30.05.2006) - до 03.06.2006. Предприниматель предоставил сведения 09.11.2006. Постановление о привлечении к административной ответственности принято руководителем инспекции по налогам и сборам 15.11.2006, то есть по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об истечении срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 14.02.2007 по делу N А16-120АП/2006-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2007 г. N Ф03-А16/07-2/1414
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании