Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Анашкина И. В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года по административному делу N 2а-4964/2021 по административному исковому заявлению Анашкина И.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анашкин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 4 000 000 рублей.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года административные исковые требования Анашкина И.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Анашкина И. В. в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскано с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Анашкина И. В. в счет компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении 112 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Анашкина И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года административное дело по апелляционным жалобам Анашкина И.В. и представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Шомысовой Л.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года по административному исковому заявлению Анашкина И.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении возвращено в Сыктывкарский городской суд Республики Коми для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьей 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе Анашкина И.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года, поданной через суд первой инстанции 6 мая 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 25 мая 2022 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об оставлении кассационной жалобы без рассмотрения по существу исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" под иными способами обжалования судебного акта суда первой инстанции до дня вступления его в законную силу следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом такие способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение (определение по результатам рассмотрения частной жалобы, представления), независимо от того, в какой части и каким лицом обжаловался соответствующий судебный акт.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания и исполнения судебных постановлений. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами (Определения от 17 июля 2007 года N 539-О-О, от 22 апреля 2014 года N 908-О, от 28 сентября 2017 года N 2039-О и другие). Это относится и к порядку обжалования судебного решения, предусмотренного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Связывая возможность кассационного обжалования судебных актов с исчерпанием способов обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу (часть 2 статьи 318), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации исходит из того, что в целях эффективного и справедливого разбирательства дела допущенные судом первой инстанции ошибки должны исправляться, прежде всего, судом второй инстанции в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции, и что право на справедливое разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом предполагает также окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 года N 2931-О).
В данном случае, как установлено судебной коллегией по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в судебном заседании, административное дело по апелляционным жалобам Анашкина И.В. и представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Шомысовой Л.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года по административному исковому заявлению Анашкина И.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении судом апелляционной инстанции по существу не рассмотрено.
Установив, что судом первой инстанции не разрешены требования административного истца к административному ответчику ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, суд апелляционной инстанции возвратил административное дело в Сыктывкарский городской суд Республики Коми для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьей 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то есть для вынесения дополнительного решения по делу.
Как также следует из материалов дела, дополнительным решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 марта 2022 года административные исковые требования Анашкина И.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года, на которое поданы апелляционные жалобы, не рассмотрено по существу в апелляционном порядке и не вступило в законную силу.
Поименованное апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года, несмотря на ошибочное указание в нем на возможность его самостоятельного кассационного обжалования, также не может являться предметом кассационного рассмотрения кассационным судом общей юрисдикции, поскольку не относится к судебным актам, которым закончилось рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции по апелляционным жалобам, а также к указанным в пунктах 3, 4 части 2 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иным определениям судов апелляционной инстанции, подлежащим обжалованию в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 321 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу если кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью 2 статьи 318, статьями 319, 327.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного кассационная жалоба Анашкина И.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года подлежит оставлению без рассмотрения по существу на основании пункта 5 части 1 статьи 321 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как поданная с нарушением правил подсудности.
Административное дело N 2а-4964/2021 по административному исковому заявлению Анашкина И.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит направлению в Верховный Суд Республики Коми для рассмотрения по существу апелляционных жалоб Анашкина И.В. и представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Шомысовой Л.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Анашкина И. В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года оставить без рассмотрения по существу.
Административное дело N 2а-4964/2021 по административному исковому заявлению Анашкина И.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении направить в Верховный Суд Республики Коми для рассмотрения по существу апелляционных жалоб Анашкина И.В. и представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Шомысовой Л.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2021 года.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.