Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Александровой Ю.К, судей: Рогачевой В.В. и Снегирева Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года по делу N 2-3277/2021 по иску Дмитриевой Валентины Александровны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области об установлении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет с указанной даты, внесении изменений в базу данных учета по единовременной социальной выплате.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитриева В.А. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее -УМВД России по Мурманской области) об установлении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как 05.06.2012, признании права на постановку на учет с указанной даты, внесении изменений в базу данных учета по единовременной социальной выплате.
В обоснование своих требований истица указала, что принята на службу в органы МВД 18.12.2000, с сентября 2004 года проходила службу в Управлении ФСКН России по Мурманской области.
05 июня 2012 года ею было подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
11 апреля 2013 года согласно выписке из протокола комиссии ФСКН России N 7 она принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденными 06.09.2011 постановлением Правительства РФ N 747.
В соответствии с Указом Президента РФ N156 от 05.04.2016 Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ упразднена.
31 мая 2016 года истица уволена со службы по п.п. 7 п.142 Положения о службе в органах наркоконтроля (в связи с переводом в другой государственный орган) и 07.07.2016 принята на службу в органы УМВД России по Мурманской области.
09 февраля 2017 года ею подано заявление о включении в список сотрудников, состоящих на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с выпиской из протокола N 229 от 02.07.2017 заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области она включена в список сотрудников, состоящих на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с 11.04.2013.
Истица полагает, что датой постановки её на учет должна считаться дата приема заявления, то есть 05.06.2012, тогда как указанная ответчиком дата - 11.04.2013, существенно нарушает её права, связанные со своевременным получением единовременной социальной выплаты.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года, за Дмитриевой В.А. и членами её семьи признано право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 05 июня 2012 года.
На УМВД России по Мурманской области возложена обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в базу данных учета по единовременной выплате в части указания даты постановки Дмитриевой В.А. с членами семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав дату 05 июня 2012 года.
В кассационной жалобе, направленной по почте 18 апреля 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 04 мая 2022 года, ответчик УМВД России по Мурманской области просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года, считая их не соответствующими нормам материального права и указывая на неправильное определение судами юридически значимых обстоятельств, с вынесением по делу нового судебного постановления об отказе Дмитриевой В.А. в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу истица Дмитриева В.А. просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Дмитриевой В.А. и представителя ответчика УМВД России по Мурманской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Дмитриева В.А. проходит службу в органах внутренних дел с 18.12.2000 по настоящее время, с 07.09.2004 проходила службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области.
09 октября 2012 года ею на имя председателя комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии N 7 от 11.04.2013 Дмитриева В.А. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Общая продолжительность ее службы по состоянию на 01.07.2012 составляла 19 лет 07 месяцев 03 дня.
На основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" была упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
31 мая 2016 года Дмитриева В.А. уволена со службы в связи с переводом в другой государственный орган.
С 07 июля 2016 года по настоящее время истица проходит службу в органах МВД России, сначала - в УМВД России по г. Мурманску, с 01.08.2017 - в УМВД России по Мурманской области.
09 февраля 2017 года Дмитриева В.А. обратилась к начальнику УМВД России по Мурманской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Мурманской области для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 229 от 02.06.2017, установлено наличие у Дмитриевой В.А. условий, необходимых для принятия на учет. Дмитриева В.А. с составом семьи 4 человека включена в список сотрудников УМВД России по Мурманской области, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия ее на данный учет по предыдущему месту прохождения службы - с 11.04.2013.
Не согласившись с указанной датой включения ее в список очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Дмитриева В.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ч.ч. 1 и 4 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), Правилами предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 N 747, п.п. 2, 5, 11, 15, 20, 25 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 (далее - Правила), и исходил из того, что дата принятия на учет сотрудника законом не определена, сведения о сотруднике подлежат внесению с даты принятия решения; вместе с тем, постановка на учет носит заявительный характер и при определении порядка очередности должен учитываться стаж службы сотрудника и дата подачи им заявления, а не дата издания распоряжения об утверждении решения комиссии о принятии на учет, поскольку преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
При этом решение о принятии Дмитриевой В.А. на учет было вынесено значительно позднее установленного Правилами двухмесячного срока, исчисляемого с даты подачи заявления, в связи с чем принятие за основу в качестве даты её принятия на учет даты решения приведет к необоснованному нарушению прав истицы.
Поскольку истица значится в списке очередников под номером 3-51-180-110413-000611, по дате решения комиссии (протокол N 7 от 11.04.2013), при этом заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты подано ею 05.06.2012, то ответчиком в отношении истицы нарушен установленный п.20 Правил принцип очередности постановки на учет для получения выплаты.
Выслуга лет Дмитриевой В.А. по состоянию на 01.07.2012 составляла 19 лет 07 месяцев 03 дня, на 06.02.2017 - 18 лет 06 месяцев 17 дней в календарном исчислении, в связи с чем истица, учитывая имеющийся у нее стаж службы и дату подачи ею заявления, имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи заявления, а именно с 05.06.2012.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Рассматривая требования Дмитриевой В.А. по существу, суды надлежащим образом проанализировали положения действующего законодательства, регулирующие отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, и сделали выводы, соответствующие нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из положений частей 1 и 6 статьи 4 Закона, пунктов 2, 5, 11, 15, 20 и 31 Правил суды правильно указали, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, и сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения.
Вместе с тем судами правильно принято во внимание, что постановка на учет в силу вышеназванных положений законодательства носит заявительный характер, при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть реализовано только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Это следует, в частности, из абзаца 2 пункта 25 Правил, содержание которого правильно учтено судами, согласно которому для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Закона.
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты, на что правильно указано в обжалуемых постановлениях.
В свою очередь, в соответствии с процитированным судами пунктом 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
В данном случае установленные судами обстоятельства дела указывают на то, что решение о принятии Дмитриевой В.А. на учет было принято со значительным нарушением установленного двухмесячного срока (который при его исчислении с даты подачи заявления 05.06.2012 истек 05.08.2012).
При таком положении реализация права истицы на получение социальной выплаты не может быть поставлена в зависимость от даты принятия решения, что явно приводило бы к ущемлению её законных интересов в результате того, что при соблюдении срока она могла быть принята на учет раньше и подлежала бы обеспечению выплатой наряду с сотрудниками, принятыми на учет в том же году.
Исходя из изложенного судами правильно признано, что истица имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи заявления - 05.06.2012.
Признав за истицей право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи заявления, суды правомерно возложили на УМВД России по Мурманской области обязанность внести изменения в базу данных учета в части указания даты постановки истицы на учет, указав такую дату как 05.06.2012.
Судебные постановления в данной части не противоречат Порядку формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденному Приказом МВД России от 30.03.2012 N 207, в котором отражается дата подачи заявления, дата принятия сотрудника на учет и не содержится положений, предусматривающих внесение сведений в данную базу без учета очередности подачи сотрудниками заявлений.
Вопреки содержащимся в кассационной жалобе утверждениям, суды не возложили на ответчика обязанность изменить дату правового акта, утверждающего решение о принятии Дмитриевой В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 11.04.2013 на 05.06.2012.
В свою очередь, изложенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ином толковании положений действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о несоответствии судебных постановлений нормам материального права.
Указывая на возможность нарушения вследствие удовлетворения иска Дмитриевой В.А. прав других сотрудников, подавших заявления на получение социальной выплаты одновременно с истицей, податель кассационной жалобы на какие-либо конкретные данные не ссылается, в суде первой и второй инстанции также не приводил соответствующих доводов и доказательств.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.