Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Рогожиной Е.В.
Судей Савинова К.А, Буруновой С.В.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Петровской Н.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1707 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, по апелляционной жалобе Петровской Н.В. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного истца "данные изъяты", заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
24 декабря 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года, Перечень).
Приказ N 1810 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
Пунктом 1707 Перечня на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, был включено здание с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес"
Петровская Н.В. являясь собственником 1/2 доли нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" и собственником 1/2 доли нежилого помещения с кадастровым номером "Номер", расположенные в здании с кадастровым номером "Номер" обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 1707 Перечня к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года. В обоснование требований указала, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Петровской Н.В. ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права. В обосновании доводов жалобы указано, что судом не правильно определены обстоятельства данного дела, считает, что ответчиком не доказан факт наличия оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень.
Относительно апелляционной жалобы участвующим по делу прокурором представлены возражения, в которых он просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного истца "данные изъяты" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
5) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.
Петровская Н.В. является собственником 1/2 доли нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес" собственником 1/2 доли нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" по адресу: Республика Башкортостан, "Адрес"
По состоянию на 24 декабря 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет наименование: нежилое помещение, площадью 850, 6 кв.м, расположено в здании с кадастровым номером "Номер", площадь здания 2 061, 7 кв.м, установлена связь с земельным участком с кадастровым номером "Номер" с видом разрешенного использования - для обслуживания жилого дома, здание (сооружение), в котором расположено помещение, кадастровый номер "Номер" зарегистрировано право общей долевой собственности за "данные изъяты" (1/2 доля), за Петровской Н.В. (1/2 доля) (т. 1 л.д. 105-106).
Пунктом 1707 Перечня на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, был включено здание с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес"
По состоянию на 24 декабря 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет наименование: нежилое помещение, площадью 139, 7 кв.м, расположено в здании с кадастровым номером "Номер" площадь здания 2 061, 7 кв.м, установлена связь с земельным участком с кадастровым номером "Номер" с видом разрешенного использования - для обслуживания жилого дома, здание (сооружение).
Согласно имеющейся в материалах дела технической документации на спорный объект площадь торговых помещений первого этажа нежилого здания, расположенного по адресу: "Адрес" составляет 109, 6 кв.м, площадь торговых помещений второго этажа нежилого здания, расположенного по адресу: "Адрес" составляет 520, 7 кв.м, всего 630, 3 кв.м, что составляет 30, 5% от общей площади здания 2 061, 7 кв.м.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что общая площадь торговых помещений находящихся в здании превышает предусмотренные законом 20 процентов, в связи с чем, здание правомерного включено в перечень.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Факт осуществления торговой деятельности в спорном объекте недвижимости подтверждается пояснениями представителя административного истца, указавшего, что на первом этаже располагается магазин "данные изъяты" На первом и втором этаже здания располагаются объекты коммерческого назначения.
Кроме того, из материалов дела следует, что 01 мая 2012 года между индивидуальным предпринимателем Петровской Н.В, индивидуальным предпринимателем "данные изъяты" и "данные изъяты" заключен договор аренды недвижимого имущества N УфФ/447/12 на помещение площадью 850, 6 кв.м, расположенное по адресу: "Адрес" объект предоставляется арендатору для организации торговли смешанными группами товаров (т. 1 л.д. 161-166).
Согласно, дополнительного соглашения N 3 от 01 июня 2016 года стороны пришли к соглашению о продлении условий договора аренды недвижимого имущества N УфФ/447/12 от 01 мая 2012 года на помещение площадью 850, 6 кв.м. на 10 лет (т. 1 л.д. 167-168).
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Петровской Н.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 июля 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.