Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края в защиту законных прав интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт "эксплуатационные леса" таблицы 3 подраздела 1.1.6 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов" раздела 1.1 главы 1 лесохозяйственного регламента Кизеловского лесничества Пермского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года N СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года N СЭД-30-01-02-363) в части, по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Пермского краевого суда от 24 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года N СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года N СЭД-30-01-02-363) утвержден лесохозяйственный регламент Кизеловского лесничества (далее - Регламент Кизеловского лесничества).
Указанный нормативный правовой акт опубликован 3 ноября 2017 года на официальном сайте Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, 29 января 2018 года в "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края".
Приказ действует в редакции, утвержденной приказом Министерства от 29 марта 2020 года N СЭД-3 0-01-02-363.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных прав интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании недействующим пункта "эксплуатационные леса" таблицы 3 подраздела 1.1.6 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов" раздела 1.1 главы 1 лесохозяйственного регламента Кизеловского лесничества Пермского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года N СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года N СЭД-30-01-02-363), в части отнесения к категории "эксплуатационных лесов" защитных лесов, расположенных в частях 15, 18, 64-66 кварталов Яйвинского участкового лесничества, частях 114, 115 кварталов Верхне - Яйвинского участкового лесничества, частях 1, 25, 36 кварталов Александровского (Луньевского) участкового лесничества, частях 1-14, 18-25, 30-42, 201 кварталов Чикманского участкового лесничества, части 27 квартала Чикманского участкового лесничества (СПК "Колхоз Вильвенский"), частях 85, 86, 104 квартала Кизеловского (Булатовского) участкового лесничества, частях 58, 60 кварталов Кизеловского участкового лесничества (СПК "Колхоз Вильвенский"), частях 20, 21 кварталов Кизеловского участкового лесничества, части 18 квартала Кизеловского участкового лесничества (АКХ Александровская часть), частях 1-5, 6-10, 24-30, 44-49, 62-68, 82-86, 99-103, 116-120, 137-140, 158-162, 181-185, 199-203 кварталов Коспашского участкового лесничества, частях 16-21, 36-40, 53-56 кварталов Губахинского участкового лесничества (Широковская часть), частях 179, 180, 214 кварталов Губахинского участкового лесничества, частях 27, 35, 36, 43-47, 56-59, 68-71, 85-88, 97-100 кварталов Губахинского участкового лесничества (Милковская часть), частях
157, 159, 160 кварталов Губахинского участкового лесничества, части 17 квартала Губахинского участкового лесничества (ТОО "Губахинское").
В основание указал, что утверждая лесохозяйственный регламент Кизеловского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территориях, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Пермского края, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания указанного нормативного правового акта недействующим. Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают на территории Пермского края, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Решением Пермского краевого суда от 24 марта 2022 года административные исковые требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворены.
На указанное решение Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Пермского краевого суда от 24 марта 2022 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что решение суда первой инстанции подлежащит оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с таблицей 3 подраздела 1.1.6 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов" раздела 1.1. главы 1 названного нормативного правового акта, леса в границах Кизеловского лесничества распределены по целевому назначению и категориям защитных лесов на защитные леса и эксплуатационные леса.
Согласно указанной таблице, леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.
Судом установлено, что согласно регламенту к эксплуатационным лесам отнесены, в том числе, части 15, 18, 64-66 кварталов Яйвинского участкового лесничества, частях 114, 115 кварталов Верхне - Яйвинского участкового лесничества, частях 1, 25, 36 кварталов Александровского (Луньевского) участкового лесничества, частях 1-14, 18-25, 30-42, 201 кварталов Чикманского участкового лесничества, части 27 квартала Чикманского участкового лесничества (СПК "Колхоз Вильвенский"), частях 85, 86, 104 квартала Кизеловского (Булатовского) участкового лесничества, частях 58, 60 кварталов Кизеловского участкового лесничества (СПК "Колхоз Вильвенский"), частях 20, 21 кварталов Кизеловского участкового лесничества, части 18 квартала Кизеловского участкового лесничества (АКХ Александровская часть), частях 1-5, 6-10, 24-30, 44-49, 62-68, 82-86, 99-103, 116-120, 137-140, 158-162, 181-185, 199-203 кварталов Коспашского участкового лесничества, частях 16-21, 36-40, 53-56 кварталов Губахинского участкового лесничества (Широковская часть), частях 179, 180, 214 кварталов Губахинского участкового лесничества, частях 27, 35, 36, 43-47, 56-59, 68-71, 85-88, 97-100 кварталов Губахинского участкового лесничества (Милковская часть), частях 157, 159, 160 кварталов Губахинского участкового лесничества, части 17 квартала Губахинского участкового лесничества (ТОО "Губахинское").
В соответствии с пунктом 2.1 Положения, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 1 февраля 2017 года N СЭД-30-01-02-129, и пунктами 2.1 Положений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 11 июля 2016 года N СЭД-30-01-02-1255, целью создания особо охраняемых природных территорий, в том числе охраняемых ландшафтов "Ослянский", "Верхнеяйвинский", "Итковское болото", "Сафоновское болото", "Жуклинское болото", "Тунеговское болото" является обеспечение охраны природных комплексов и поддержания экологического баланса при сохранении экономического потенциала региона и образа жизни населения с регулируемым традиционным пользованием.
Согласно пунктам 2.1 Положений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 11 июля 2016 года N СЭД-30-01-02-1255, ландшафтные памятники природы "Анюша", "Пещера тайн", памятник природы "Махневские пещеры", "Тихий камень", "Чаньвинские пещеры" созданы с целью охраны уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном и эстетическом отношениях природных комплексов.
Между тем на территории лесничества категория защитных лесов "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях" не выделена (таблица 3 подраздела 1.1.6 раздела 1.1 Регламента Кизеловского лесничества).
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, согласно которому основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделал вывод о наличии по настоящему делу такого основания в связи с принятием нормативного правового акта Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с превышением предоставленных ему полномочий.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения Лесохозяйственного регламента Кизеловского лесничества Пермского края в части отнесения лесных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, к эксплуатационным лесам, противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации, при этом указал, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
На основании части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство.
Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Понятие защитных лесов дано в части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Постановлением Правительства Пермского края от 3 сентября 2012 года N 756-п утверждено "Положение о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее по тексту- Положение).
Согласно пункту 3.4.8 Положения Министерство организует разработку лесохозяйственных регламентов, ознакомление с ними заинтересованных лиц и утверждает лесохозяйственные регламенты.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений основой" для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Глава 1 Лесохозяйственного регламента должна, помимо прочего, содержать информацию о распределении лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, в также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 Приложения к составу Лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4).
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела (свидетельствам о государственной регистрации права) земельные участки, расположенные в границах территории Кизеловского лесничества относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации (т. 2 л. д. 59-67).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, отнесенных к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов (подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации), является полномочиями федерального органа исполнительной власти.
Между тем, как следует из материалов дела, определенные постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года N 64-п "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения" особо охраняемые природные территории регионального значения, расположенные в границах территории Кизеловского лесничества, образованы на землях категории - земли лесного фонда. Наличие в границах указанного лесничества территории, имеющей статус особо охраняемой природной территории регионального значения, образованной на землях лесного фонда, не свидетельствует само по себе о том, что утверждение Лесохозяйственного регламента Кизеловского лесничества Пермского края, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утверждая Регламент Кизеловского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, образованных на землях лесного фонда в оспариваемой части действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая Лесохозяйственный регламент Кизеловского лесничества Пермского края, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Между тем приведенные выводы не влияют на правильность принятого решения по существу и не могут служить основанием для его отмены применительно к статье 310 КАС РФ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, признает верным вывод суда первой инстанции о том, что отнесение оспариваемых кварталов к категории эксплуатационных лесов допускает использование особо охраняемых природных территорий в режиме использования эксплуатационных лесов, что не соответствует требованиям законодательства и противоречит целям создания памятника природы и нарушает права неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации на сохранение благоприятной окружающей среды, препятствует требованиям действующего законодательства о защите животного мира, допускает нерациональное использование лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Защитные леса, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 1 февраля 2017 года N СЭД-30-01-02-129, и пунктами 2.1 Положений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 11 июля 2016 года N СЭД-30-01-02-1255, целью создания особо охраняемых природных территорий, в том числе охраняемых ландшафтов "Ослянский", "Верхнеяйвинский", "Итковское болото", "Сафоновское болото", "Жуклинское болото", "Тунеговское болото" является обеспечение охраны природных комплексов и поддержания экологического баланса при сохранении экономического потенциала региона и образа жизни населения с регулируемым традиционным пользованием.
Согласно пунктам 2.1 Положений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 11 июля 2016 года N СЭД-30-01-02-1255, ландшафтные памятники природы "Анюша", "Пещера тайн", памятник природы "Махневские пещеры", "Тихий камень", "Чаньвинские пещеры" созданы с целью охраны уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном и эстетическом отношениях природных комплексов.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается и административным ответчиком не опровергнуто, что оспариваемым нормативным правовым актом лесные участки, подлежащие отнесению к категории защитных лесов как расположенные на особо охраняемых природных территориях на оспариваемых кварталах, отнесены к эксплуатационным лесам, что противоречит, как правильно указал суд, положениям статей 12, 112 Лесного кодекса Российской Федерации.
Отнесение оспариваемым Лесохозяйственным регламентом Кизеловского лесничества лесных участков, включенных в состав особо охраняемой природной территории, к эксплуатационным лесам противоречит целям создания памятника природы и нарушает права неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации на сохранение благоприятной окружающей среды, препятствует требованиям действующего законодательства о защите животного мира, допускает нерациональное использование лесов.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт "эксплуатационные леса" таблицы 3 подраздела 1.1.6 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов" раздела 1.1 главы 1 Лесохозяйственного регламента Кизеловского лесничества Пермского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года N СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года N СЭД-30-01-02-363) в оспоренной части, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, правомерно признал его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем, не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.