Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е.
судей Рогожиной Е.В, Красновой Н.П.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Оренбургской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе Правительства Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 23 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции ФИО14, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО7, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
В соответствии с Законом Оренбургской области от 9 апреля 2020 года N 2177/580-VI-O3 "О ежемесячных денежных выплатах на детей в возрасте от трех до семи лет" постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 N 368-пп утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, в который постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 г. N793-пп были внесены изменения.
Данный Порядок является Приложением к постановлению Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп.
ФИО1 обратилась в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп.
В обоснование административного иска указала, что она и её супруг ФИО8 являются родителями несовершеннолетних детей: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжениями заместителя по социальной политике главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и N, от ДД.ММ.ГГГГ N, в отношении ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека по договору о приемной семье, ФИО1 и ФИО8 назначены опекунами.
ФИО1 является многодетной матерью, состав семьи 8 человек, из них: 6 несовершеннолетних детей, в том числе, 5 из них в возрасте от 3 до 7 лет.
При обращении в сентябре 2020 года ФИО1 с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в ГКУ "Центр социальной поддержки населения" "адрес" выплата была назначена и выплачивалась.
Поскольку, такое заявление необходимо подавать каждые 12 месяцев, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в указанное учреждение с аналогичным заявлением, приложив необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ ей дан ответ с отказом в назначении выплаты, со ссылкой на пп. "г" п.19 Постановления Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 N 368-пп, по следующим основаниям.
ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв. м, в том числе, жилой площадью - "данные изъяты" кв. м.
Несовершеннолетним ФИО12 и ФИО15 принадлежит на праве собственности каждому по 1/3 доли в праве собственности на "адрес", площадью "данные изъяты" кв. м, приобретенную с использованием средств материнского капитала в 2016 году - до рождения ФИО15 Доли до настоящего времени не перераспределены.
В связи с тем, что в 2021 году при назначении выплаты учитывается имущественное положение семьи, при рассмотрении заявления ФИО1 учтены площадь дома "данные изъяты" кв. м и 2/3 площади квартиры - "данные изъяты" кв. м, что в сумме составило "данные изъяты" кв. м, по "данные изъяты" кв. м на каждого из 8 членов семьи, что превысило учетную норму в "данные изъяты" кв. м.
Внесение изменений в пп. "г" п.19 Постановления Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп лишило административного истца права на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, при этом оспариваемое постановление противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, не имеющему соответствующего основания для отказа в назначении выплаты.
Просила признать недействующим с даты принятия:
абзац четвертый пп. "г" п.19 постановления Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 года N793-пп.
Уточнив требования, ФИО1 просила признать недействующими с даты принятия:
абзац второй и третий пп. "г" п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 лет до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 года N793-пп, в части предусматривающей включение в расчет норматива площади долей в праве общедолевой собственности на жилое помещение, равных в сумме не более одной трети от общей площади жилого помещения;
абзац четвертый пп. "г" п. 19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 лет до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 года N793-пп.
Судом постановлено решение об удовлетворении требований ФИО1 частично.
Признаны недействующими со дня принятия:
абзац второй пп. "г" п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 лет до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 года N793-пп, в части предусматривающей включение в расчёт норматива площади долей в праве общедолевой собственности на жилое помещение, равных в сумме не более одной трети от общей площади жилого помещения;
абзац 4 пп. "г" п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 лет до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 года N793-пп.
На Правительство Оренбургской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, разместить сообщение о нем на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (http://www.pravo.orb.ru).
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В основание указывает на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец и участвующий в деле прокурор просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, ввиду необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО8 Они являются родителями несовершеннолетних детей: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По сведениям ЕГРН, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, в том числе, жилой площадью - "данные изъяты" кв.м.
Кроме того, ФИО1 и ФИО8 являются приёмными родителями ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжениями заместителя по социальной политике главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и N, от ДД.ММ.ГГГГ N, в отношении указанных детей установлена опека по договору о приемной семье, ФИО1 и ФИО8 назначены опекунами.
По сведениям ЕГРН, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 и ФИО13 принадлежит каждому по 1/3 доли в праве собственности на квартиру "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: "адрес".
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении (далее по тексту - основные требования).
Согласно статье 1 Закона Оренбургской области от 9 апреля 2020 года N 2177/580-VI-O3 "О ежемесячных денежных выплатах на детей в возрасте от трех до семи лет" право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Оренбургской области, воспитывающие детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Оренбургской области на дату обращения за назначением указанной выплаты.
Назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, установленном Правительством Оренбургской области. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается государственным учреждением, подведомственным органу исполнительной власти Оренбургской области в сфере социальной политики (части 1, 2 статьи 6 Закона Оренбургской области от 9 апреля 2020 года N 2177/580-VI-O3).
В соответствии с Законом Оренбургской области от 9 апреля 2020 года N 2177/580-VI-ОЗ "О ежемесячных денежных выплатах на детей в возрасте от трех до семи лет" постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Данный Порядок является Приложением к постановлению Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп.
Уведомлением ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Причина: "наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых (общ. пл. "данные изъяты" кв. м / кол-во членов семьи 8= "данные изъяты" кв. м) больше произведения норматива площади, установленной в размере "данные изъяты" кв. м на одного человека".
Кроме того, уведомлением ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснена причина отказа ФИО1 в предоставлении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно: "наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи 2 и более зданий с назначением "жилое", "жилое строение", "жилой дом", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых (общ. пл. "данные изъяты" кв.м (индивидуальная собственность - "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м + общая долевая собственность 1/3 + 1/3 "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, из них 2/3 составляет "данные изъяты" кв.м) / кол-во членов семьи 8 = "данные изъяты" кв.м) больше произведения норматива площади, установленной в размере "данные изъяты" кв.м на одного человека".
В судебном заседании представители заинтересованного лица подтвердили, что причиной для отказа ФИО1 в предоставлении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно послужили требования, содержащиеся в абзацах 2, 4 пп. "г" п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 лет до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции Постановления Правительства от 7 сентября 2021 года N793-пп.
С учётом изложенного и положений части 1 статьи 208 КАС РФ суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что административный истец имеет право на обращение с административным исковым заявлением, так как оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно затрагивает её права и законные интересы.
Процедура принятия и публикации Постановления Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп легитимны, что установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, статьи 207, 213 КАС РФ и разъяснения, содержащиеся в пунктах 34-35, 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", и пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части противоречит правовому акту имеющему большему юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что абзац 2 пп. "г" п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 лет до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 года N793-пп, в части предусматривающей включение в расчёт норматива площади долей в праве общедолевой собственности на жилое помещение, равных в сумме не более одной трети от общей площади жилого помещения, противоречит абзацу 2 пп. "г" п.16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384, с учётом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2021 года N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384", не предусматривающему суммирования долей членов семьи в одном помещении.
Кроме того, абзац 4 пп. "г" п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 лет до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N368-пп в редакции, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2021 года N793-пп, предусматривая объединение в расчет 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", "жилой дом", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной, в размере 24 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи, противоречит положениям абзацев 2, 3 пп. "г" п.16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384, с учётом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 31 марта 2021 года N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384", предусматривающему раздельное исчисление в отношении 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 24 кв. метров в расчёте на одного человека, на количество членов семьи и 2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 40 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи.
Объединение разных объектов недвижимости под одну учётную норму противоречит Основным требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384.
Установленное абзацем 4 пп. "г" п.19 Порядка требование нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку предоставляет государственному учреждению, осуществляющему назначение выплат, произвольно трактовать возможность отказа в назначении такой выплаты.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм материального права, которое правильно применено судом первой инстанции, по следующим основаниям.
Из оспариваемых положений нормативного правового акта следует, что Правительство Оренбургской области, реализуя полномочия предоставленные Президентом РФ и Правительством РФ, произвольно изменило в абзаце 2 и 4 пп. "г" п.19 Порядка требования к получателям ежемесячных пособий, увеличившие основания для отказа в назначении таких пособий.
В результате при расчёте нормы, превышение которой влечёт отказ в назначении ежемесячного пособия, орган исполнительной власти субъекта РФ, в отличие от федерального нормативного правового акта, использовал не понятие "долю в праве", но "долей в праве", а также допустил расчёт 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", "жилой дом", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в размере 24 кв. м в расчёте на одного человека, на количество членов семьи, в то время как в имеющем большую юридическую силу нормативном правовом акте предполагается раздельное исчисление в отношении 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", а в отношении для "жилого дома" учётная норма составляет 40 кв. м.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на идентичность понятий жилое строение и жилой дом на законность принятого судебного постановления не влияет, так как из оспариваемого судебного постановления иной вывод не следует.
При этом судебная коллегия учитывает, что после рассмотрения спора судом в оспариваемые положения нормативного правового акта в апреле 2022 года внесены изменения, которые возвращают административному истцу право на получение ежемесячной выплаты.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 сторонами не оспаривается, является обоснованным.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены и прекращения производства по делу, предусмотренных статьями 309- 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Оренбургского областного суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2022 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.