Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Бритвиной Н.С. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 июня 2022 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Самарского районного суда города Самары от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 апреля 2022 года по административному делу N 2а-95/2022 по административному исковому заявлению Краснова Алексея Владимировича, Демчак Андрея Михайловича, Рожковой Ирины Александровны к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на нежилое помещение незаконным.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административных истцов Кудиновой Т.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краснов А.В, Демчак А.М, Рожкова И.А. (далее - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на нежилое помещение незаконным.
В обоснование иска административными истцами указано, что им на праве общей долевой собственности принадлежат четыре нежилых помещения, расположенные на 1-м этаже нежилого здания по адресу: "адрес", а также два нежилых помещения, расположенные на 2-м этаже. Указанные нежилые помещения представляют собой отдельно стоящее нежилое здание.
В 2021 году административные истцы провели перепланировку, переустройство вышеуказанных помещений, в результате чего помещения первого этажа были объединены в одно помещение, изменение площади помещений произошла за счет изменения внутренних планировочных решений. Административные истцы обратились в орган регистрации прав с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение 1-го этажа, образованное в результате объединения принадлежащих им помещений. Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 22 октября 2021 года N КУВД-001/2021-27924607/14 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права со ссылкой на Приказ Министерства Регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года, указав на то, что часть проведенных административными истцами строительных мероприятий соответствуют подпунктам 2.1 и 9.2 пункта 2 раздела Ш указанного Приказа, следовательно, требуют получения разрешения на строительство.
По мнению административных истцов, отказ Управления Росреестра по Самарской области, является незаконным, поскольку с учетом проведенных строительных мероприятий не требуется разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Документы, подтверждающие данные обстоятельства, а именно, инженерно-техническое заключение и акт оценки Департамента градостроительства городского округа Самара были представлены в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, однако данные документа административным ответчиком во внимание приняты не были.
Решением Самарского районного суда города Самары от 11 января 2022 года требования административных истцов удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 апреля 2022 года решение Самарского районного суда города Самары от 11 января 2022 года отменено в части возложения обязанности на Управление Росреестра по Самарской области произвести осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение, в данной части постановлено новое решение о возложении обязанности на Управление Росреестра по Самарской области повторно рассмотреть заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 7 июня 2022 года, Управление Росреестра по Самарской области ставит вопрос об отмене решений первой и апелляционной инстанций, как постановленных при неправильном применении норм процессуального и материального права. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части и возлагая на Управление Росреестра по Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление и приложенные документы, вышел за пределы заявленных требований, так как такое требование административными истцами не заявлялось. Кроме того, заявитель полагает, что суды обеих инстанций необоснованно пришли к выводу о том, что проведенные в ходе строительных мероприятий работы не требовали разрешения на реконструкцию и разрешение на ввод в эксплуатацию, поскольку часть выполненных строительных работ подпадает под перечень видов работ, указанных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, утверждённом Приказом Приказа Минрегионразвития от 31 декабря 2009 года N 624, соответственно, требующих разрешение на реконструкцию и разрешения на ввод в эксплуатацию.
Также заявитель полагает необоснованной ссылку судов обеих инстанций на полномочия Департамента градостроительства городского округа Самара по выдаче Акта оценки выполненных строительных мероприятий от 25 мая 2021 года N АП-4, который суды сочли документом, подтверждающим безопасность проведенных работ по реконструкции, позволяющим провести государственный кадастровый учет изменений в отсутствии разрешительной документации, поскольку такого документа как Акт оценки выполненных работ законодательство о градостроительной деятельности не содержит.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административных истцов, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Краснову А.В, Демчак А.М, Рожковой И.А. на праве общей долевой собственности принадлежат четыре нежилых помещения, расположенные на 1-м этаже нежилого здания по адресу: "адрес".
В отношении указанных помещений административными истцами на основании проектной документации проведена перепланировка и переустройство нежилых помещений с образованием одного помещения, по завершению которых административными истцами получено инженерно-техническое заключение Муниципального предприятия города Самары "Архитектурно-планировочное бюро" о соответствии проведенных строительных мероприятий проектной документации.
В целях осуществления кадастрового учета здания с измененными характеристиками и площадью, а также государственной регистрации права на нежилое помещение 8 июля 2021 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на нежилое помещение, приложив к заявлению указанные выше документы, а также технический план помещений и Акт N АП-4 от 25 мая 2021 года комиссии Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) об отсутствии оснований для получения разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию.
Решением Управления Росреестра по Самарской области от 23 июля 2021 года N КУВД-001/2021-27924607/1 на основании пункта 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости приостановлено, в связи с тем, что в рассматриваемом случае имеются признаки реконструкции объекта, что, в свою очередь, предусматривало подготовку и выдачу на объект документов, предусмотренных 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию..
В последующем решением этого же органа от 22 октября 2021 года N КУВД-001/2021-27924607/14 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что характер изменений нежилого помещения не подпадает под понятие реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем, Департаментом градостроительства городского округа Самара, как органом, наделенным полномочиями в выдаче разрешения на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, выдан Акт на предмет оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства, в соответствии с которым разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и (или) его частей нежилого помещения, не требуется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Отменяя решение в части возложения обязанности на обязанности на Управление Росреестра по Самарской области произвести осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение и возлагая на Управление Россрестра по Самарской области повторно рассмотреть заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органов при реализации его полномочий.
Судебная коллегия находит выводы судов первой (в неотмененной части) и апелляционной инстанций правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Статьей 27 названного Федерального закона установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются: 1) наличие всех необходимых документов; 2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; 3) необходимость направления межведомственного запроса; 4) действительность поданных заявителем документов; 5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; 6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; 7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; 8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; 9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации). (пункт 216 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 278, далее - Административный регламент).
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента).
В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям Департамента, наделенного полномочиями на выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности.
Подпунктом 24 пункта 1 постановления Администрации городского округа Самара от 11 января 2017 года N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", за руководителем Департамента закреплены полномочия по рассмотрению в случаях, установленных действующим законодательством, в том, числе, заявлений о выдаче разрешений на строительство, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 постановления Администрации городского округа Самара от 17 декабря 2010 года N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности" в компетенцию Департамента в сфере градостроительной деятельности входит оценка выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Как указано выше, Департаментом в пределах компетенции, административным истцам выдан Акт N АП-4 от 25 мая 2021 года об отсутствии оснований для получения разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах государственный регистратор, отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по мотиву отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого помещения при наличии Акта N АП-4 от 25 мая 2021 года, вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом N 218-ФЗ.
Данные обстоятельства, наряду с иными, были учтены судами первой и апелляционной инстанций, как свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения административного ответчика.
Оснований не согласиться с правовой позицией судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется по вышеприведенным мотивам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции не допущено.
При этом судебная коллегия находит необоснованными доводы кассационной жалобы административного ответчика о нарушении судами положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, возлагая на регистрационный орган обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов о постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении нежилого помещения, обоснованно указал, что суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято регистрирующим органов при реализации его полномочий.
Исходя из этого суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что именно данное решение направлено на надлежащее восстановление нарушенных прав и законных интересов административных истцов.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части, оставленной судом апелляционной инстанции без изменения, и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского районного суда города Самары от 11 января 2022 года в части, оставленной судом апелляционной инстанции без изменения, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.