Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 июня 2022 года кассационную жалобу Назарова Ю.А. на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 3 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 марта 2022 года по административному делу N 2а-7251/2021 по административному исковому заявлению Назарова Ю.А. к Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области, начальнику Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области Хрипкову В.Г, заместителю начальника Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области Потехину Г.Ю, УФНС по Оренбургской области, начальнику УФНС по Оренбургской области Князеву К.Л, заместителю начальника УФНС по Оренбургской области Демченко Д.Г. об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области и УФНС по Оренбургской области Валюшкиной Ю.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
в 2018 году Назаровым Ю.А. было приобретено и зарегистрировано следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: "адрес":
-земельный участок с кадастровым номером N;
-нежилое помещение (свинарник N 1) с кадастровым номером N;
-нежилое помещение (убойный цех) с кадастровым номером N;
-нежилое помещение (свинарник N 3) с кадастровым номером N;
-нежилое помещение (свинарник N 2) с кадастровым номером N.
Также приобретено недвижимое имущество, расположенное по адресу: "адрес":
-земельный участок с кадастровым номером N расположенный;
-жилой дом с кадастровым номером N, расположенный.
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", и расположенные на нём убойный цех, свинарники N 1, N 2, N 3 получены Назаровым Ю.А. на основании договора дарения от 16 июня 2018 года, заключенного с "данные изъяты". Указанное имущество являлось совместной собственностью супругов, приобретено "данные изъяты". (дочь Назарова Ю.А.) в период брака.
Кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2018 года составила: земельный участок с кадастровым номером N - 4 500 794, 74 руб.; здание убойного цеха с кадастровым номером N - 8 446 658, 00 руб.; здание свинарника N 1 с кадастровым номером N - 1 400 753, 00 руб.; здание свинарника N 2 с кадастровым номером N - 1 534 875, 00 руб.; здание свинарника N 3 с кадастровым номером N - 2 422 309 руб. Общая кадастровая стоимость 5 объектов недвижимого имущества составила 18 305 389, 74 руб.
29 марта 2018 года земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", и жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по названному адресу, проданы.
10 июля 2018 года Назаров Ю.А. продал земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" расположенные на нём убойный цех, свинарники N 1, N 2, N 3. Дохода от продажи указанного имущества по договору составила 440 000 руб.
13 августа 2019 года Назаровым Ю.А. в ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга представлена декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, сумма налога, подлежащая уплате, составила 203 043 руб. В последующем были представлены уточненные декларации, сумма налога, подлежащая уплате, указана в размере 0 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга выявлен факт занижения Назаровым Ю.А. размера полученного им дохода в порядке дарения и дохода от продажи имущества, в связи с чем, налоговый орган доначислил НДФЛ за 2018 год в сумме 1 189 850 руб. с дохода, полученного в порядке дарения, исходя из сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, имеющихся в органе, осуществляющем государственный кадастровый учёт ((18 305 389, 74 руб. * 1/2) * 13%). Доходы Назарова Ю.А. от продажи имущества налоговым органом приняты равными 12 813 772, 82 руб. (18 305 389, 74 рублей * 0, 7), то есть кадастровой стоимости имущества 18 305 389, 74 руб. по состоянию на 1 января 2018 года, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7.
С учётом права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, которое находилось в собственности Назарова Ю.А. менее минимального предельного срока владения объектами недвижимости, предусмотренного подпунктами 3 и 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган доначислил НДФЛ за 2018 год в размере 1 609 781 руб. (18 305 389, 74*0, 7 + 819 155, 96 (стоимость иного недвижимого имущества отраженного в декларации по НДФЛ за 2018 год) - (1 000 000 руб.+ 250 000 руб.)) * 13%).
Решением ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга от 3 июня 2021 года N 2973 Назаров Ю.А. привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему предложено уплатить НДФЛ в размере 2 799 631 руб, пени в размере 345 754, 42 руб. и штраф в размере 279 963 руб.
Данное решение Назаровым Ю.А. было обжаловано в вышестоящий орган. Решением Управления ФНС по Оренбургской области от 1 июля 2021 года жалоба Назарова Ю.А. на решение ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга от 3 июня 2021 года N 2973 оставлена без удовлетворения.
Назаров Ю.А. обратился в суд с указанным выше административным иском, просил признать незаконными и отменить решение ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга от 3 июня 2021 года N 2973, решение Управления ФНС по Оренбургской области от 16 августа 2021 года N 16-10/14126.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 3 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 марта 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Назарова Ю.А. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Назаров Ю.А. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что решением Оренбургского областного суда от 19 мая 2020 года установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 ноября 2011 года в размере 130 000 руб.; решением Оренбургского областного суда от 24 августа 2021 года установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 ноября 2011 года в размере 596 000 руб. Считает, что данные судебные акты являются основанием для исчисления налоговой базы на данные объекты недвижимости, начиная с даты её применения, включая 2018 год.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
От представителя Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьёй производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
На основании пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учётом особенностей, установленных статьёй 217.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на 2018 год) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 настоящего Кодекса.
Основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учётом особенностей, установленных настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводу, что Назаровым Ю.А. получен доход в 2018 году в натуральной форме в виде имущества, полученного в дар, данный доход подлежит обложению НДФЛ в части стоимости имущества, относящегося к доле "данные изъяты" Также Назаровым Ю.А. получен доход в 2018 году от продажи приобретённого в том же году недвижимого имущества, находившегося во владении менее установленного законом минимального срока владения. Расчёт дохода, полученного в 2018 году, налоговым органом в оспариваемом решении осуществлён верно, установленная решениями Оренбургского областного суда от 19 мая 2020 года по делу N 3а-401/2020, а также от 24 августа 2021 года по делу N 3а-1036/2021 кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 130 000 руб. и 596 000 руб, соответственно, по состоянию на 3 ноября 2011 года, не применима.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с положениями действовавшего до 1 января 2020 года пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения налогом на доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, введённого в действие Федеральным законом от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ с 1 января 2020 года (статья 3), в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определённая на дату его постановки на государственный кадастровый учёт), умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0, 7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
При этом пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Поскольку законодателем не указано на придание закону обратной силы, положения пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации закона не подлежит применению.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 июля 2019 года N 2168-О указал, что часть 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", действующая в системном единстве с иными нормами, в том числе с указанным положением Налогового кодекса Российской Федерации и с учётом части 3 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ, определяющей пределы действия данного положения во времени, не лишает граждан - плательщиков налога на доходы физических лиц права требовать установления кадастровой стоимости отчуждаемого недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости, в том числе с целью определения экономически обоснованного размера налоговой базы в текущем и последующем налоговых периодах.
Из жалобы не следует, что заявитель был лишён возможности предвидеть размер налога, подлежащего уплате, до отчуждения имущества и заблаговременно предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления её в размере рыночной.
Учитывая изложенное, оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 3 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Назарова Ю.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 18 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.