Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Бросовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 января 2022 г. по гражданскому делу N 2-3914/2021 по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах ФИО1 к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения "Единый областной центр социальных выплат", Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трех до семи лет.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Устиновой Т.А, полагавшей, что оснований для удовлетворения жалобы не усматривается, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах ФИО1 с вышеназванным иском, указав, что 15 июля 2020 г. ФИО1 было подано заявление через портал "Государственные услуги" о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка - ФИО3 (до установления отцовства ФИО3), ДД.ММ.ГГГГ г.р, в возрасте от трёх до семи лет включительно. В рамках межведомственных запросов были получены сведения об отсутствии каких-либо источников дохода супруга ФИО1 - ФИО2 за запрашиваемый период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. Решением уполномоченного органа в назначении ФИО1 ежемесячного пособия па ребенка от трёх до семи лет включительно было отказано. 15 февраля 2021 г. ФИО1 повторно было подано указанное заявление через портал "Государственные услуги". Решением уполномоченного органа в назначении ежемесячного пособия было отказано в связи с отсутствием сведений о доходах супруга с 01 августа 2019 г. по 31 июля 2020 г, со ссылкой па то, что в службе занятости населения в качестве безработного ФИО2 не зарегистрирован. При этом фактически ФИО2 нигде не работал, доход не получал. В указанный период ФИО2 занимался воспитанием ребенка и оказанием помощи своим родителям.
На основании изложенного просил суд обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяповской области в г. Ульяновске, Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить и выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от трёх до семи лет включительно.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 06 сентября 2021 г. исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах ФИО1 удовлетворены частично.
Постановлено: "Возложить на Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновский области обязанность назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года за N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в отношении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по обращению от 15.07.2020 года.
Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения "Единый областной центр социальных выплат" выплачивать ФИО1 ежемесячную денежную выплату на ребёнка в возрасте от трех до семи лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года за N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в отношении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по обращению от 15.07.2020 года.
В остальной части иска отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 января 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 сентября 2021 года, с учетом определения того же суда от 21 октября 2021 года об исправлении описки отменено.
Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, заявленных в интересах ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправомерность выводов суда апелляционной инстанции, просил суд отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 января 2022 г, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 сентября 2021 г.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Ежемесячная денежная выплата на детей от трёх до семи лет включительно установлена Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в соответствии с которым ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" па дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
В соответствии с подп. "ж" п. 16 Основных требований (в редакции на дату рассмотрения дела судом) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 данных Основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 данных Основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы.
В пункте 21 постановления Правительства N 384 (в редакции от 31 марта 2021 года) перечислены доходы, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода семьи.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
Согласно Основным требованиям, в редакциях, действующих на даты обращения истца с заявлениями о назначении выплат, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается при наличии в заявлении недостоверных или неполных данных (пункт 16).
В пункте 21 Основных требований содержались доходы, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22).
Указом Губернатора Ульяновской области от 9 апреля 2020 года N 47 "Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" (в редакции на даты обращения за выплатами) предусмотрено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (пункт 14).
Среднедушевой доход семьи для назначения выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи заявителя (пункт 15).
Основаниями для принятия решения об отказе в назначении выплаты являются наличие в заявлении неполных и (или) недостоверных сведений (пункт 20).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 являлась одинокой матерью несовершеннолетнего ребенка - дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с ФИО2, которым установлено отцовство в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).
15 июля 2020 года ФИО1 было подано заявление через портал "Государственные услуги" о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка - ФИО3 (до установления отцовства ФИО3), ДД.ММ.ГГГГ года рождения в возрасте от трёх до семи лет включительно.
В связи с отсутствием каких-либо источников дохода супруга ФИО1 - ФИО2 за запрашиваемый период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года ответчик принял решение об отказе в назначении истице ежемесячного пособия на ребёнка в связи с неполнотой представленных сведений, невозможностью рассчитать среднедушевой доход семьи.
15 февраля 2021 года ФИО1 было повторно подало заявление о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка. В связи с отсутствием сведений о доходах супруга за период с 01 августа 2019 года по 31 июля 2020 года, а также сведений о регистрации его в службе занятости населения в качестве безработного уполномоченный орган принял решение об отказе в назначении ФИО1 ежемесячного пособия на ребенка от трёх до семи лет включительно.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 относится к категории получателей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет; установленной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". ФИО1 трудоустроена в ООО "Ваше право", а у супруга имелись объективные и уважительные причины отсутствия официального трудоустройства в части оспариваемого периода и отсутствия постановки на учёт в качестве безработного, поскольку он осуществлял уход за истицей, которая длительное время находилась в болезненном состоянии и проходила стационарное и амбулаторное лечение и не могла осуществлять уход за несовершеннолетним ребенком.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что как на момент обращения истицы с заявлением о назначении выплат, на 15 июля 2020 года, так и далее, необходимо предоставление документов, подтверждающих доходы у совершеннолетних членов семьи лица, подавшего заявление о назначении ежемесячной выплаты, за определенный период. Не предоставление указанных документов либо отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учёте в службе занятости, являются основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты.
Суд учёл, что ФИО1 находилась на стационарном лечении в травматолого-ортопедическом отделении N2 ГУЗ УОКЦСВМП с 27 октября 2019 г. по 09 ноября 2019 г. с диагнозом: "данные изъяты". В оказании посторонней помощи не нуждалась. ФИО1 находилась на больничном листе до ДД.ММ.ГГГГ
Также по сведениям, представленным ГУЗ "Ульяновская областная клиническая больница", ФИО1 находилась на стационарном лечении "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписана ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворительном состоянии, в посторонней помощи не нуждалась. Она находилась на больничном листе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется оснований полагать, что отсутствие трудоустройства супруга истицы ФИО1 - ФИО2 в расчетный период вызвано объективными причинами. Для расчёта среднедушевого дохода семьи ответчиком брался период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. травму ФИО1 получила ДД.ММ.ГГГГ, операция была ей проведена ДД.ММ.ГГГГ, а коронавирусная инфекция была у нее выявлена ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами периода для расчета ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Доводы жалобы заявителя о том, что в период с 01.01.2019 г. по 26.12.2019 г. включительно её семья состояла из двух человек: её и дочери ФИО3, факт того, что супруг ФИО2, не имеющий противопоказаний к труду, доходов не имеет, не может быть принят во внимание, судебная коллегия отклоняет, поскольку решение о ежемесячных выплатах принимается после подачи соответствующего заявления на будущее, на момент подачи заявлений ребенок был удочерен, истец состояла в браке с ФИО2, следовательно среднедушевой доход заявителя для назначения выплаты подлежал расчёту, в том числе с учётом доходов ФИО2
Доводы жалобы о том, что ФИО2 не мог осуществлять трудовую деятельность, так как осуществлял уход за ней и дочерью, были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, суд дал этим доводам оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.