Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1069
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ЗАО "Али" - Берковская О.Н. - представитель, дов. N 5341 от 17.06.2004, от ответчика: Администрации г. Хабаровска - Капустина Л.В. - главный специалист - юрист, дов. N 1.33-51 от 11.01.2007, Петренко В.И. - начальник отдела приемки объектов, дов. N 1.33-217 от 08.05.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Административной комиссии Администрации г. Хабаровска на решение от 22.01.2007 по делу N А73-14151/2006-11АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Закрытого акционерного общества "Али" к Административной комиссии Администрации г. Хабаровска об оспаривании постановлений об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2007 года.
Закрытое акционерное общество "Али" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановлений Административной комиссии Администрации города Хабаровска N 3554, N 3555 от 01.12.2006 о назначении административного наказания, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по статье 3.11 Кодекса Хабаровского края об административных нарушениях.
Решением суда от 22.01.2007 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на допущенные административным органом существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Законность, обоснованность судебного акта в апелляционном порядке не пересматривались.
В кассационной жалобе, поданной Административной комиссией Администрации г. Хабаровска в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, административный орган, ссылаясь на незаконность принятого по делу судебного акта, просит решение суда отменить.
Заявленные требования мотивированы тем, что при составлении протоколов об административном правонарушении в области строительства N 05-20-06, N 05-21-06 от 29.11.2006 от ЗАО "Али" присутствовал заместитель начальника производственного технического отдела по доверенности от 03.10.2006.
Представителями административного органа доводы кассационной жалобы в судебном заседании поддержаны в полном объеме.
Представитель общества против доводов кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемом судебном акте.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого акта не установил.
Как следует из материалов дела, начальником отдела приемки объектов в эксплуатацию департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска закрытому акционерному обществу "Али" выставлено предписание N 05-50-06 от 26.10.2006 с предложением в срок до 27.11.2006 выполнить требования статьи 19 решения Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211 "Об утверждении правил землепользования и застройки в городе Хабаровске" о приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в установленном законом порядке.
Неисполнение предписания явилось поводом для составления протоколов N 05-20-06, N 05-21-06 от 29.11.2006 об административном правонарушении в области строительства и принятия административной комиссией постановлений N 3554, N 3555 от 01.12.2006 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.11 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 МРОТ на общую сумму 60000 рублей.
ЗАО "Али" полагая предписание и постановления о привлечении к административной ответственности за его неисполнение незаконными, оспорило их в судебном порядке.
Суд факт вменяемого правонарушения признал установленным, вместе с тем, указав на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, заявленные требования удовлетворил.
При этом судом во внимание не принято следующее.
Строительство без разрешений зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, а также эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5 КоАП РФ.
Объективной стороной в данном случае является посягательство на установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.5 КоАП РФ в соответствии со статьей 23.56 Кодекса рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
В Хабаровском крае таким органом является Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, полномочия которой регламентированы Положением об Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства края от 30.05.2006 N 78-пр.
Полномочия департамента архитектуры, строительства и землепользования города Хабаровска регламентированы Положением о департаменте архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска и реализуются в сфере землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 13 статьи 17 Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных Решением Хабаровской городской Думы N 211 от 21.05.2002 департамент архитектуры, строительства и землепользования проводит согласования объемно-планировочных, архитектурно-строительных решений для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, их частей, благоустройства земельных участков; общее зональное согласование-проверку проектной документации на ее соответствие градостроительным регламентам, иным условиям градостроительных требований к использованию земельного участка, установленным на стадии формирования земельного участка как объекта недвижимости.
Согласованная, прошедшая экспертизу и утвержденная проектная документация передается заказчиком в департамент архитектуры, строительства и землепользования для регистрации и получения разрешения на строительство.
Статьей 19 Правил установлено, что право на эксплуатацию вновь построенного объекта возникает при условии соответствия этого объекта согласованной проектной документации строительным нормам и правилам конструктивно-технологической надежности и безопасности сооружений нормам и правилам пожарной безопасности, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта.
Согласно Положению об Отделе приемки объектов в эксплуатацию департамента архитектуры, строительства и землепользования, утвержденного директором департамента архитектуры, строительства и землепользования, отдел приемки объектов в эксплуатацию является структурным подразделением департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска. В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 Положения Отдел осуществляет контроль за строительством и организационно-правовым порядком на объектах строительства и принимает решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения.
В рассматриваемом случае строительство и эксплуатация объекта "Торговый павильон по улице Кутузова в Индустриальном районе города Хабаровска" осуществлялись ЗАО "Али" без разрешения на строительство и без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Данные действия образуют объективную сторону административного правонарушения предусмотренного статьей 9.5 КоАП РФ и являются основанием для привлечения общества к административной ответственности в пределах санкций установленных данной статьей.
Следовательно, предписание начальника Отдела приемки объектов в эксплуатацию департамента архитектуры, строительства и землепользования о выполнении требований статьи 19 Правил землепользования и застройки в г. Хабаровске в срок до 27.11.2006, то есть после того, как объект в нарушение установленного порядка возведен и эксплуатируется является незаконным и, административная комиссия не вправе была привлекать общество к административной ответственности за его неисполнение.
Вместе с тем ошибочный вывод суда о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения не привел к принятию неправильного решения, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как не имеющие правового значения для рассмотрения данного дела.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.01.2007 по делу N А73-14151/2006-11АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 19 Правил установлено, что право на эксплуатацию вновь построенного объекта возникает при условии соответствия этого объекта согласованной проектной документации строительным нормам и правилам конструктивно-технологической надежности и безопасности сооружений нормам и правилам пожарной безопасности, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта.
...
В рассматриваемом случае строительство и эксплуатация объекта "Торговый павильон по улице Кутузова в Индустриальном районе города Хабаровска" осуществлялись ЗАО "Али" без разрешения на строительство и без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Данные действия образуют объективную сторону административного правонарушения предусмотренного статьей 9.5 КоАП РФ и являются основанием для привлечения общества к административной ответственности в пределах санкций установленных данной статьей.
Следовательно, предписание начальника Отдела приемки объектов в эксплуатацию департамента архитектуры, строительства и землепользования о выполнении требований статьи 19 Правил землепользования и застройки в г. Хабаровске в срок до 27.11.2006, то есть после того, как объект в нарушение установленного порядка возведен и эксплуатируется является незаконным и, административная комиссия не вправе была привлекать общество к административной ответственности за его неисполнение."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1069
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании