Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Кириченко А.Д, Осиповой С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2022 г. по гражданскому делу N 2-1629/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы, назначить досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ФИО1 - Минихановой Е.Х, полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением от 17 августа 2018 года N 23 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по мотиву отсутствия требуемой продолжительности специального трудового стажа 6 лет 3 месяца.
Не согласившись с данным решением пенсионного органа, уточнив исковые требования, ФИО1 окончательно просил признать решение пенсионного органа N 23 от 17 августа 2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным;
включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды:
с 01 ноября 1978 года по 21 января 1981 года - военной службы по призыву;
с 21 января 1981 года по 10 октября 1984 года - работы в тарном цехе слесарем ремонтником;
с 30 октября 1984 года по 03 июня 1985 года - работы плотником бетонщиком;
с 15 августа 1986 года по 21 июля 1988 года - работы слесарем -монтажником Сургутского управления треста "Сибэнергомонтаж";
с 21 августа 1986 года по 21 июля 1988 года - работы слесарем -монтажником по монтажу общестационарного оборудования Сургутского филиала ОАО "Сибэнергомонтаж";
с 12 августа 1988 года по 02 апреля 1990 года - работы монтажником СПМК- строительный N1 "Башагромстрой";
с 26 июня 1994 года по 22 декабря 1995 года - работы монтажником третьего разряда ПКФ "Сервис Автоматика";
с 28 марта 2000 года по 28 декабря 2001 года - работы в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Уфимского СМУ ОАО "Стальмонтаж";
с 23 сентября 1996 года по 18 августа 1997 года - работы монтажником ЖБКИ и металлоконструкций;
с 23 апреля 2012 года - работы бетонщиком 4-го разряда в СУ-1; обязать назначить страховую пенсию с даты обращения.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2021 года иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2022 г. данное решение отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения пенсионного органа от 17 августа 2018 года N23 об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 2001 года по 28 декабря 2001 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Уфимского СМУ ОАО "Стальмонтаж", об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; о возложении обязанности включить данный период в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В отмененной части принято по делу новое решение.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года N 23 об отказе ФИО1 во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 2001 года по 28 декабря 2001 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Уфимского СМУ ОАО "Стальмонтаж". назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 01 января 2001 года по 28 декабря 2001 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Уфимского СМУ ОАО "Стальмонтаж", назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 23 декабря 2018 года.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда апелляционной инстанции, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно части 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" части 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г.N10, пользуются "монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций". (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код позиции 2290000а-14612)).
Согласно абзацу первому пункта 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 23 октября 2018 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ - УПФ РФ в Иглинском районе Республики Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 23 от 17 августа 2018 года ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа (6 лет 3 месяца) на соответствующих видах работ по Списку N 2.
В стаж работ, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости не зачтён, в том числе период работы с 01 января 2001 года по 28 декабря 2001 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Уфимского СМУ ОАО "Стальмонтаж".
При этом период работы ФИО1 с 20 марта 2000 года по 31 декабря 2000 года (09 месяцев 12 дней) в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Уфимского СМУ ОАО "Стальмонтаж" зачтён пенсионным органом в его стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Организация ликвидирована.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж указанного периода работы, суд первой инстанции исходил из того, что данный период относится ко времени после даты регистрации истца в качестве застрахованного лица - после 28 сентября 2000 года, в связи с чем, такие периоды работы должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кодов особых условий труда. Такие доказательства суду не представлены.
Также суд отказал истцу в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты назначения за ней, указав, что продолжительность специального стажа ФИО1 на момент обращения его с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости составила 5 лет 4 месяца 17 дней при требуемых (в 58 лет) не менее 6 лет 3 месяца.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение суда части разрешения требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 01 января 2001 года по 28 декабря 2001 года и возложения на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения за ней и принимая в данной части новое решение, суд апелляционной инстанции указал, что ссылка суда исключительно на сведения персонифицированного учета ликвидированного предприятия не отвечает требованиям ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о допустимости доказательств с учетом предмета спора об установлении права на включение периодов работы в специальный стаж.
Судом апелляционной инстанции в целях проверки юридически значимых обстоятельств по делу с учетом положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были истребованы из ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан дополнительные доказательства - личная карточка работка, лицевые счета за период работы истца с 20 марта 2000 года в Уфимском СМУ ОАО "Стальмонтаж".
Оценив приобщенные к материалам дела новые доказательства, суд апелляционной инстанции удовлетворил требования истца о включении в стаж его работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение с 01 января 2001 года по 28 декабря 2001 года, придя к выводу о доказанности занятости ФИО1 в данный период на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" постоянно в течение полного рабочего дня.
Так суд указал, что в личной карточке истца отсутствуют сведения о простое, отпусках без сохранения заработной платы, переводе на неполный рабочий день, совмещение профессий за весь период его работы с 20 марта 2000 года в Уфимском СМУ ОАО "Стальмонтаж". Из лицевых расчётных ведомостей следует, что ФИО1 вырабатывалась норма рабочего времени за период с 20 марта 2000 года по дату увольнения каждый месяц. Суд апелляционной инстанции установил, что данных о начислении ФИО1 заработка как за простой или неполный рабочий день, а также в связи с совмещением профессий за весь период с 20 марта 2000 года в лицевых счетах не имеется.
По мнению суда, предоставление работодателем в отношении застрахованного лица сведений относительно периода работы без кода льгот, при наличии доказательств полной занятости ФИО1 на тяжелых работах, предусмотренных Списком N 2, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, не должно нарушать право истца на пенсионное обеспечение.
Установив, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 достиг возраста 58 лет, соответственно, с учётом периода, включенного пенсионным органом - 05 лет 04 месяца 17 дней, а также периода работы с 01 января 2001 года по 28 декабря 2001 года (11 месяцев 28 дней) в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Уфимского СМУ ОАО "Стальмонтаж", специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку N 2, составил 06 лет 04 месяца 15 дней, при страховом стаже 27 лет 10 месяцев, суд апелляционной инстанции возложил на пенсионный орган назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам жалобы такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Доводы заявителя жалобы для включения в специальный страховой стаж периодов работы необходимым условием является отражение их на индивидуальном лицевом счете истца с указанием соответствующих кодов особых условий труда, при таких обстоятельствах отсутствовали основания для включения в специальный стаж спорного периода и возложения обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, основаны на ошибочном толковании норм права, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Таким образом оснований для отмены апелляционного определения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2022 г.оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи А.Д. Кириченко
С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.