Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Кириченко А.Д. и Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Пановой Любови Евгеньевны и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-3802/2021 по иску Пановой Любови Евгеньевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительным решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Панова Л.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, просила признать незаконным решение пенсионного органа от 28 декабря 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды работы с 01 мая 2003 года по 30 июня 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом в ОАО "НКТУ", с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года в должности заведующей медицинским пунктом-медицинской сестры в ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина", обязать ответчика назначить ей страховую пенсию с даты обращения 15 декабря 2020 года.
В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа от 28 декабря 2020 года N истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 30 лет лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения. Бесспорно был включен стаж 18 лет 25 дней. В специальный стаж не были включены периоды работы в качестве врача медицинского пункта с 05 марта 2003 года по 30 апреля 2003 года, с 01 мая 2003 года по 28 апреля 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом, с 29 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом в отделе охраны труда и окружающей среды АО "Нижнекамский завод Технического углерода", а также периоды работы с 01 августа 2011 года по 31 августа 2011 года в должности медицинской сестры здравпункта и с 01 сентября 2011 года по 31 марта 2016 года в должности заведующей медицинским пунктом - медицинской сестры ООО ЛПЦ "Чулпан-Медицина". С данным решением истец не согласна.
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2022 года, исковые требования Пановой Любови Евгеньевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительным решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворены частично.
Судом постановлено: "Признать решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске N от 28 декабря 2020 года об отказе в назначении Любови Евгеньевне Пановой досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа недействительным в части отказа во включении в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года в должности заведующей медицинским пунктом-медицинской сестры в ООО "ЛПЦ "Чулпан ? Медицина".
Включить в специальный стаж Любови Евгеньевне Пановой, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года в должности заведующей медицинским пунктом-медицинской сестры в ООО "ЛПЦ "Чулпан - Медицина".
В удовлетворении остальных требований отказать.".
В кассационной жалобе Панова Л.Е. полагает незаконными решение от 27 августа 2021 года и апелляционное определение от 24 марта 2022 года в части отказа во включении в стаж периода работы с 01 мая 2003 года по 30 июня 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом в ОАО "НКТУ" и удовлетворить ее требования в данной части. Основаниями для отмены указывает неправильное применение норм права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в части включения в специальный стаж Пановой Л.Е, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года в должности заведующей медицинским пунктом - медицинской сестры ООО "Лечебно-профилактический центр "Чулпан - Медицина". Основаниями для отмены указывает нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец и представитель ответчика просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
В связи с изложенным жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Панова Л.Е. 15 декабря 2020 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением от 28 декабря 2020 года N истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 30 лет лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения. Согласно данному решению специальный стаж истца составляет 18 лет 25 дней.
В специальный стаж истца не были включены периоды работы в качестве врача медицинского пункта с 05 марта 2003 года по 30 апреля 2003 года, с 01 мая 2003 года по 28 апреля 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом, с 29 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом в отделе охраны труда и окружающей среды АО "Нижнекамский завод Технического углерода", а также периоды работы с 01 августа 2011 года по 31 августа 2011 года в должности медицинской сестры здравпункта и с 01 сентября 2011 года по 31 марта 2016 года в должности заведующей медицинским пунктом - медицинской сестры ООО ЛПЦ "Чулпан-Медицина".
Полагая, что ее права нарушены, Панова Л.Е. обратилась в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 05 марта 2003 года по 30 апреля 2003 года, с 01 мая 2003 года по 28 апреля 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом, с 29 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года в качестве заведующей медицинским пунктом в отделе охраны труда и окружающей среды АО "Нижнекамский завод Технического углерода", поскольку АО "Нижнекамский завод Технического углерода" не является медицинским учреждением, не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав следующее.
Без лицензии организация не вправе осуществлять медицинскую деятельность.
Согласно Акту проверки N от 27 октября 2020 года в АО "Нижнекамский завод Технического углерода" отсутствуют документы, подтверждающие осуществление врачебной деятельности. Индивидуальные сведения Пановой Л.Е. за период с 05 марта 2003 года по 30 июня 2011 года без кода выслуги лет 28-ГД и 27-ГД (на общих основаниях) сданы работодателем верно.
На основании заявления Пановой Л.Е. исполнительный директор АО "Нижнекамский завод Технического углерода" обратился в ОПФР с запросом о возможности корректировки индивидуальных сведений, при этом корректирующие сведения не представлялись. Фактически целью этого запроса являлось получение консультации. На этот запрос ответчиком ОПФР дан мотивированный ответ от 26 января 2022 года о нецелесообразности такой корректировки.
На запрос суда апелляционной инстанции работодатель АО "Нижнекамский завод Технического углерода" ответил, что индивидуальные сведения в отношении Пановой Л.Е. сданы верно без льготного кода.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов в данной части обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Пановой Л.Е.
В обжалуемых судебных постановлениях в данной части приведено исчерпывающее толкование норм материального права, а именно пункта 20 части 1, частей 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, пунктов 10 и 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 2, 3, пункта 46, части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежащих применению к спорным отношениям, не согласиться с которым у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы Пановой Л.Е. о наличии в материалах дела доказательств, свидетельствующих об осуществлении истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в медицинском пункте ОАО "НКТУ", не являются основанием для отмены судебных постановлений в данной части в кассационном порядке, поскольку кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также устанавливать новые обстоятельства. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы истца со ссылкой на иную судебную практику не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку указанные доводы не свидетельствует о неправильности выводов судов, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих данные правоотношения.
Иные доводы кассационной жалобы Пановой Л.Е. фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов в данной части, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
При разрешении требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы истца с 01 августа 2011 года по 31 августа 2011 года в должности медицинской сестры здравпункта и с 01 сентября 2011 года по 31 марта 2016 года в должности заведующей медицинским пунктом - медицинской сестры ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина", судами были установлены следующие обстоятельства.
Из акта N от 20 октября 2020 года, составленного ответчиком по результатам документальной проверки достоверности предоставленных страхователем индивидуальных сведений со стажем на соответствующих видах работ застрахованных лиц, следует, что истец принята на работу в ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина" 01 августа 2011 года, структурное подразделение "средний медицинский персонал", должность "медицинская сестра здравпункта", с 01 сентября 2011 года переведена на должность заведующей медицинским пунктом - медицинская сестра", с 01 апреля 2016 года структурное подразделение "медицинский пункт N АО "НКТУ".
Согласно уставу ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина" основной задачей Общества является удовлетворение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан. Основными функциями Общества являются: лечебная деятельность, профилактическая деятельность, экстренная медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях и т.д.
Общество имеет в своем составе филиалы (обособленные подразделения) без права юридического лица, в том числе здравпункт N АО "НКТУ"), расположенный по адресу: "адрес".
В состав ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина" входит поликлиника, находящаяся по месту нахождения ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина" ("адрес") и обособленные подразделения ООО "ЛПЦ Чулпан-Медицина". Поликлиника создана на базе здания бывшей поликлиники ОАО "Нижнекамскшина" (структурного подразделения МБУЗ "Камско-Полянская районная больница"). Основными функциями поликлиники ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина" и подразделений являются: лечебная деятельность, оказание амбулаторно-поликлинической помощи гражданам, профилактическая деятельность, экстренная медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях.
Фельдшерские здравпункты входят в организационную структуру поликлиники. Для выполнения поставленных задач поликлиника и подразделения обязаны: оказывать медицинские услуги качественно, с соблюдением медицинских стандартов, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Татарстан, в соответствии с основами охраны здоровья граждан и лицензионных требований и т.д.
Согласно должностной инструкции на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Акушерское дело". В должностные обязанности входит: организация лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы в соответствии с Положением о деятельности поликлиники ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина"; оказание первой доврачебной помощи; оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к больному; своевременное направление больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи в поликлинику; выполнение врачебных назначений, подготовка больных к приему врачом; проведение профилактических прививок и диагностических проб; противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; санитарно-просветительская работа.
Согласно Уставу ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина" целью создания данного общества является осуществление медицинской деятельности. Медицинская деятельность осуществляется на основании лицензий, действовавших в период работы истицы.
Как указано в решении суда, в спорный период работы в должности заведующей фельдшерским здравпунктом истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья граждан - работала заведующей медицинским пунктом-медицинской сестрой N АО "НКТУ".
Вышеприведенным Списком наименования организации, в которой в указанный выше спорный период протекала трудовая деятельность истицы, не предусмотрены.
Сославшись на пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также на разъяснения, изложенные в абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж включается не только работа в учреждениях, указанных в Списке, но и в поликлиниках организаций, независимо от их организационно-правовых форм и наименований.
Поскольку в вышеприведенном Списке в подразделе "Наименование должностей" указаны заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер, вышеуказанный период работы истца, по мнению суда, подлежит зачету в ее специальный трудовой стаж.
Также указано, что истец работает на этом же месте и после 31 марта 2016 года без изменения каких-либо трудовых функций и места работы, наименования работодателя, при этом период ее работы с 01 апреля 2016 года бесспорно включен ответчиком в специальный стаж.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, вышеизложенные выводы судов апелляционной инстанции в данной части нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).
Между тем такое наименование учреждения или организации, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В спорный период истец работала в обществе с ограниченной ответственностью, являющемся коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли, о чем указано в Уставе общества. Между тем, данному обстоятельству судами оценка в судебных постановлениях не дана.
Кроме того, исходя из положений пункта 6 Правил N781 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется медицинским работникам, работа которых протекала непосредственно в структурных подразделениях, указанных в Правилах, в частности, в стационаре, поликлинике, медицинском пункте, врачебном здравпункте, фельдшерских здравпунктах.
Истец в спорный период 01 августа 2011 года работала в ООО "ЛПЦ "Чулпан-Медицина" в структурном подразделении "средний медицинский персонал" в должности "медицинская сестра здравпункта", с 01 сентября 2011 года - в должности "заведующая медицинским пунктом - медицинская сестра".
Однако, таких наименований структурных подразделений, как "здравпункт", "средний медицинский персонал" в Правилах не имеется.
При таком положении, поскольку истец осуществляла в спорный период трудовую деятельность в учреждении, не относящемся к учреждениям системы здравоохранения, и в структурном подразделении, не предусмотренном Правилами, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, выводы судов о наличии оснований для включения в специальный стаж Пановой Л.Е. периода ее работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года в должностях медицинской сестры здравпункта, заведующей медицинским пунктом - медицинской сестры ООО ЛПЦ "Чулпан-Медицина" сделан преждевременно без установления всех юридически значимых обстоятельств.
Поскольку устранение допущенных нарушений требует исследования и оценки судом дополнительных доказательств с учетом правильного применения норм материального и процессуального права, что достигается, в том числе, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2022 года в части оставления без изменения решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске от 28 декабря 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года, а также в части удовлетворения требования о включении в специальный стаж Пановой Л.Е, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года, и направить настоящее гражданское дело в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан удовлетворить.
Отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2022 года в части оставления без изменения решения Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года об удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске от 28 декабря 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года, а также в части удовлетворения требования о включении в специальный стаж Пановой Любови Евгеньевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 августа 2011 года по 31 марта 2016 года, направить дело в данной части на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пановой Любови Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи А.Д. Кириченко
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.