Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Тарасовой С.М. и Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черновой Наталии Анатольевны на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 09 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 31 января 2022 года по гражданскому делу N 2-2545/2021 по иску Черновой Наталии Анатольевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании решения незаконным в части, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначению досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чернова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии, просила признать незаконным решение от 06 мая 2021 года N в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости; возложить обязанность по включению в подсчет ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующих периодов: с 01 сентября 1989 года по 01 июля 1994 года - учебы в ЧГУ им. И.Н. Ульянова; с 19 октября 2004 года по 23 июня 2005 года - работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в НОУ "Колледж коммерции и бизнеса" г. Чебоксары; с 07 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года, с 29 августа 2018 года по 31 августа 2018 года, с 18 октября 2018 года по 19 октября 2018 года - нахождение на курсах повышения квалификации; с 14 мая 2010 года по 20 мая 2010 года, с 18 ноября 2010 года по 19 ноября 2010 года, с 18 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 29 апреля 2018 года по 30 апреля 2018 года, с 01 января 2021 года по 24 апреля 2021 года - работы в должности директора, учителя истории и обществознания в МБОУ "СОШ N 38" г. Чебоксары; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 25 апреля 2021 года.
Требования мотивированы тем, что решением УПФР в г. Чебоксары от 06 мая 2021 года N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы на дату обращения за пенсией. При этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные спорные периоды учебы, работы и нахождения на курсах повышения квалификации. Истец полагала данное решение незаконным, поскольку в спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность на полную ставку, в период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранились рабочее место и средний заработок. Период обучения в высшем учебном заведении подлежит включению в специальный стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N.
Определением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии).
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 31 января 2022 года, исковые требования Черновой Наталии Анатольевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии удовлетворены частично.
Суд постановил:"Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии обязанность по включению в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Черновой Наталии Анатольевны периодов:
- с 19 октября 2004 года по 23 июня 2005 года - работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в НОУ СПО "Колледж коммерции и бизнеса";
- с 14 мая 2010 года по 20 мая 2010 года, с 18 ноября 2010 года по 19 ноября 2010 года, с 07 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года, с 18 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 29 августа 2018 года по 31 августа 2018 года, с 18 октября 2018 года по 19 октября 2018 года - нахождения на курсах повышения квалификации, курсах обучения по профилю, командировках;
- с 29 апреля 2018 года по 30 апреля 2018 года, с 01 января 2021 года по 24 апреля 2021 года (в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с 20 апреля 2021 года по 24 апреля 2021 года) - работы в должности директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N имени Героя Российской Федерации ФИО2" г. Чебоксары.
В удовлетворении требований Черновой Наталии Анатольевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ранее "Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии") о признании незаконным решения от 06 мая 2021 года N в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложении обязанности по включению в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода обучения в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова с 01 сентября 1989 года по 01 июля 1994 года и досрочному назначению страховой пенсии по старости с 25 апреля 2021 года отказать."
В кассационной жалобе Чернова Н.А. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа во включении в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периода обучения в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова с 01 сентября 1989 года по 01 июля 1994 года и в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 25 апреля 2021 года, а также апелляционного определения как незаконных. Основаниями для отмены указывает нарушение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 25 апреля 2021 года Чернова Н.А. обратилась в УПФР в г. Чебоксары с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 06 мая 2021 года N Черновой Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федерального закона N400-ФЗ) ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. В специальный стаж не включен, в том числе, период учебы в ЧГУ им. И.Н. Ульянова с 01 сентября 1989 года по 01 июля 1994 года. Фактическая продолжительность специального стажа истца определена 20 лет 3 месяца 5 дней при требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет.
Судом также установлено, что приказом от 04 августа 1989 года N-ст Чернова Н.А. была зачислена на первый курс отделения историко-филологического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова.
Приказом от 27 июня 1994 года N-ст Черновой Н.А. присвоена квалификация историка, преподавателя по специальности "История", 28 июня 1994 года выдан диплом. Чернова Н.А. отчислена из университета с 01 июля 1994 года в связи с окончанием обучения.
Согласно записям в трудовой книжке Чернова Н.А. в период до поступления в высшее учебное заведение работала с 16 августа 1988 года по 30 августа 1989 года в должности старшей пионервожатой в Средней школе N. С 23 ноября 1993 года Чернова Н.А. была принята временно учителем истории в Среднюю школу N22.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по включению в подсчет специального стажа истца периода обучения в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова с 01 сентября 1989 года по 01 июля 1994 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент окончания обучения Черновой Н.А. в высшем учебном заведении изменилось законодательство, в связи с чем время обучения перестало засчитываться в стаж работы учителей и других работников просвещения. Действующее пенсионное законодательство, в частности Федеральный закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 императивно установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Данным Постановлением предусмотрено назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (пп. "а" п. 1 Постановления). Этим же Постановлением (п. 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно пункту 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 3 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 данного Постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
С 01 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, допускается только при условии прохождения учебы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 01 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения Черновой Н.А. в специальный стаж периода обучения истца в Чувашском государственной университете им. И.Н. Ульянова с 01 сентября 1989 года по 01 июля 1994 года.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения, а также иные доводы, суть которых сводится к обоснованности заявленных требований, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании материального права. Данные доводы повторяют позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, фактически основаны на несогласии с установленными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствами.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не было допущено нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Черновой Н.А.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черновой Наталии Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи С.М. Тарасова
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.