Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 6 июля 2022 г.) жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N оставленным без изменения решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г, общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее также - ООО " "данные изъяты"", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Кроме того, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 в адрес Общества внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 24 марта 2021 г. N, которое решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. также оставлено без изменения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 11 августа 2021 г. решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности в Ессентукский городской суд Ставропольского края.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 октября 2021 г. решение судьи Ставропольского краевого суда от 11 августа 2021 г. отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Ставропольский краевой суд на новое рассмотрение.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 22 декабря 2021 г. решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. оставлено без изменения.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 марта 2022 г. решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 декабря 2021 г. отменено и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением судьи Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2022 г. решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО " "данные изъяты"" ФИО1 просит отменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N, представление от 24 марта 2021 г. N, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2022 г, приводя доводы об их незаконности, и производство по делу прекратить.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя с учетом приведенной правовой нормы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО " "данные изъяты"" постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные при проведении в период с 18 января 2021 г. по 29 января 2021 г. Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в ООО " "данные изъяты" проверки нарушения требований пунктов 4.1.2, 4.1.9 Раздела 4 Дополнения N 2 к лицензии N, требований пункта 10 части 2 статьи 22, частей 7 и 8 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", подпункта "а" пункта 2, подпункта "б" пункта 5 и пункта 19 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94, части 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения подземных минеральных вод ООО " "данные изъяты"".
При этом Обществу вменено то, что в одном из трубопроводов, используемых им для подачи минеральной воды в санаторий " "данные изъяты"" и на завод розлива АО " "данные изъяты"" имеется течь на рельеф местности, что не гарантирует защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и утраты лечебных свойств, однако ООО " "данные изъяты"", как пользователь недр, отвечающий за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр, не представило сведения о проведении технического осмотра линии минералопровода, не сообщило об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы, а продолжило подавать минеральную воду по поврежденному минералопроводу.
Кроме того, ООО " "данные изъяты"" вменялось то, что им не выявляются старые, бездействующие, дефектные скважины, представляющие опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, при том, что одна из таких предполагаемых скважин расположена между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины N N и пруда (водоема) неизвестного происхождения.
ООО " "данные изъяты"" также вменено то, что оно не осуществляет мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путём устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов. В обоснование такого нарушения указывается на то, что в рамках осмотра (протокол от 16 декабря 2020 г.) и отбора проб (протокол от 20 января 2021 г.) установлено наличие пруда (водоема), прилегающего к первой зоне санитарной охраны скважины N N; за территорией первой зоны санитарной охраны "данные изъяты" месторождения вдоль забора расположена накопительная ёмкость для сбора потерь минеральной воды, а возле данной ёмкости расположена ещё одна ёмкость (колодец) с бетонной крышкой, которая примыкает к урезу воды пруда (водоема); возле ёмкости (колодца) с бетонной крышкой, проведена полимерная труба к водоему по направлению от первой зоны санитарной охраны "данные изъяты" месторождения. Данный пруд в государственном водном реестре не числится. Действующих договоров водопользования и решений о предоставлении поверхностных водных объектов в пользование ООО " "данные изъяты"" не имеет.
Выводы должностного лица административного органа были поддержаны судебными инстанциями, которыми постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N N оставлено без изменения.
С выводами государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 и нижестоящих судебных инстанций о том, что ООО " "данные изъяты"" не принимает меры по выявлению старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, а также не осуществляет мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путём устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении законодательства об охране окружающей среды и о недрах.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Пунктами 1 и 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Как следует из пунктов 7 и 8 статьи 23 названного Закона, требованиями по рациональному использованию и охране недр являются охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
В соответствии с подпунктами "а" пункта 2, подпункта "б" пункта 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94 (далее также - Правила), охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов.
Мероприятия, указанные в пункте 2 названных Правил, включают в себя профилактические и специальные мероприятия (пункт 4 Правил).
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов относится к профилактическому мероприятию.
При добыче подземных вод не допускается выпуск добываемых подземных вод, не предусмотренный проектной документацией (пункт 19 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94).
Пунктом 13 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530, предусмотрено, что к проектной документации, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод, при пользовании недрами для разведки и добычи, геологического изучения, разведки и добычи минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии относятся: проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка); технологическая схема разработки месторождения (участка) и дополнения к ней; проект разработки месторождения (участка) и дополнения к нему (подпункт "б").
При разработке месторождений (участков) подземных вод осуществляются в том числе следующие мероприятия по охране подземных водных объектов: а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; б) мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов. Указанные в настоящем пункте мероприятия по охране подземных водных объектов осуществляются пользователями недр в соответствии с Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94 (пункт 33 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530).
Согласно пункту 13.5 "Технологической схемы разработки "данные изъяты" месторождения (скважина N N) минеральных вод, Ставропольский край" в соответствии с "Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" и "Правилами охраны недр при составлении Технологических схем разработки месторождений минеральных вод" технология добычи, подготовки и использования подземных вод должна гарантировать защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и лечебных свойств.
Пункт 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод возлагает на недропользователя обязанность провести во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны мероприятия по выявлению, тампонированию или восстановлению всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела, в том числе актом проверки N от 29 января 2021 г, протоколом об административном правонарушении, иными документами подтверждается, что ООО " "данные изъяты"" в нарушение приведенных выше правовых норм, "Технологической схемы разработки "данные изъяты" месторождения (скважина N) минеральных вод, "данные изъяты"", Проекта округа горно-санитарной охраны "данные изъяты" месторождения минеральных вод, не принимало меры по выявлению старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, а также не осуществляло мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды.
Так, при проведении проверки выявлена скважина, расположенная между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины N и пруда (водоема), расположенного во втором поясе зоны горно-санитарной охраны, что опровергает довод общества о не представлении административным органом доказательств наличия в пределах радиуса от скважины N "данные изъяты" месторождения старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность возможного загрязнения водоносных горизонтов. Информацию относительно выявленной в ходе проверки скважины ООО " "данные изъяты"" не представило. Довод о том, что согласно имеющегося в деле Геологического отчета о предварительной разведке углекислых минеральных вод меловых и юрских отложений в районе горы "данные изъяты", скважина 72-п, оголовок которой расположен недалеко от границы первого пояса зоны санитарной охраны скважины N, ликвидирована в 1981 г, не свидетельствует, что эти сведения касаются выявленной в ходе проверки скважины и не опровергает изложенные в вынесенном по делу постановлении и судебных актах выводы о не принятии обществом мер по выявлению старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
Материалами дела также подтверждается то, что при осмотре (протокол от 16 декабря 2020 г.) и отборе проб (протокол от 20 января 2021 г.) установлено наличие пруда (водоема), прилегающего к первой зоне санитарной охраны скважины N. При этом, как следует из материалов дела, за территорией первой зоны санитарной охраны Змейкинского месторождения вдоль забора расположена накопительная ёмкость для сбора потерь минеральной воды, а возле данной ёмкости расположена ещё одна ёмкость (колодец) с бетонной крышкой, которая примыкает к урезу воды пруда (водоема). Возле ёмкости (колодца) с бетонной крышкой, проведена полимерная труба к водоему по направлению от первой зоны санитарной охраны "данные изъяты" месторождения. Данный пруд в государственном водном реестре не числится. Указанное безусловно свидетельствует о том, что ООО " "данные изъяты"" не осуществляет мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путём устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов.
Вышеизложенные обстоятельства являются достаточными для признания ООО " "данные изъяты"" виновным в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, и привлечения его к административной ответственности по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы относительно указанных выше нарушений направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, изложенные в постановлении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N, решения судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. и решения судьи Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2022 г. выводы не опровергают и не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 7 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 947, мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, разрабатываются в составе проектной документации на проектирование и строительство объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, а также технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых. Вместе с тем, отсутствие в "Технологической схеме разработки "данные изъяты" месторождения (скважина N) минеральных вод, "адрес"" сведений о необходимости устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов, на что указывается в жалобе, не освобождает общество от обязанности в силу изложенных выше требований законодательства о недрах принять профилактические мероприятия по охране подземных водных объектов, к каковым относятся также названные меры.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют признать, что у ООО " "данные изъяты" имелась возможность соблюдения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Общества правильно квалифицированы по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО " "данные изъяты"" в пределах санкции статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом обстоятельств, которые в силу пунктов 3-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
В то же время имеются основания для изменения постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N, решения судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. и решения судьи Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2022 г.
Придя к выводу о том, что действия ООО " "данные изъяты"", как пользователя недр, отвечающего за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр, выразившиеся в не представлении сведений о проведении технического осмотра линии минералопровода, не сообщении об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы, продолжении подачи минеральной воды по поврежденному минералопроводу, также влекут административную ответственность по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судебные инстанции не приняли во внимание, что в материалах дела отсутствуют достоверные сведения, что имело место течь минеральной воды на рельеф местности из трубопровода, принадлежащего Обществу. При этом доводы генерального директора ООО " "данные изъяты"" ФИО1 о том, что скопление воды в месте прохождения принадлежащего санаторию минералопровода, является не следствием его повреждения, а поднятия грунтовых вод (разлива протекающего рядом ручья, таяния снега и т.д.), не опровергнуты. Изложенные обстоятельства не позволяют бесспорно утверждать, что не представление сведений о проведении технического осмотра линии минералопровода, не сообщение об аварийной обстановке в уполномоченные органы, продолжении подачи минеральной воды по поврежденному минералопроводу образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем выводы об этом из обжалуемых судебных актов подлежат исключению.
Кроме того, подлежит отмене представление, внесенное в адрес общества государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N, по следующим основаниям.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Нормы данной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.
Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.
По настоящему делу об административном правонарушении ООО " "данные изъяты"" привлечено к административной ответственности за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Следовательно, при наличии оснований для внесения представления, в нем должны содержаться требования об устранении причин и условий, способствовавших совершению именно данного административного правонарушения.
Между тем, как следует из содержания оспариваемого представления, в нем содержатся требования о принятии мер по недопущению нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, то есть предъявляемое по результатам рассмотрения дела требование об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вопреки положениям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует описательной части внесенного представления.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты"" ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из этих актов выводы о том, что действия ООО " "данные изъяты" как пользователя недр, отвечающего за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр, выразившиеся в не представлении сведений о проведении технического осмотра линии минералопровода, не сообщении об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы, продолжении подачи минеральной воды по поврежденному минералопроводу, влекут административную ответственность по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части те же акты оставить без изменения.
Представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. N отменить.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья городского суда Чернышова Т.В.
судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.