Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника Груздева В А - Морозова К М на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Краснобаковского судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2021 года, решение судьи Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 4 марта 2022 года, вынесенные в отношении Груздева В А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Краснобаковского судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 4 марта 2022 года, Груздев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 10 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Морозов К.М. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении Груздева В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Груздева В.А. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее Правила дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например, отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, 17 сентября 2021 года в 15 часов 35 минут Груздев В.А. управляя транспортным средством "Форд Фокус", государственный регистрационный знак N, следовал в районе дома N 5 по ул. Новая р.п. Красные Баки Краснобаковского района Нижегородской области с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, указанными в пункте 3 Правил.
В связи с изложенным должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Груздеву В.А. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от прохождения которого он отказался.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил Груздев В.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения N от 17 сентября 2021 года и содержания видеозаписи следует, что в 16 часов 08 минут Груздев В.А. при применении видеофиксации был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, пройти которое он отказался (л.д.8, 19).
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Груздеву В.А. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При отстранении от управления транспортным средством, направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения было обеспечено применение видеофиксации.
Порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения нарушен не был.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.5); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д.6); протоколом о задержании транспортного средства (л.д.7); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д.8); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д.9) и иными доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Груздева В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы защитника Груздева В.А. - Морозова К.М. о том, что на видеозаписи отсутствует сам процесс отстранения Груздева В.А. от управления транспортным средством, опровергаются протоколом об отстранении от управления транспортным средством и видеозаписью, на которой зафиксировано применение указанной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении Груздева В.А, который управлял автомобилем Форд Фокус с признаками опьянения.
Основания для признания протоколов о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении недопустимыми доказательствами отсутствуют, все доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, составлены уполномоченными должностными лицами.
Довод жалобы о том, что должностным лицом нарушена процедура проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, так как Груздеву В.А. не разъяснен порядок проведения освидетельствования с применением технического средства измерения, не представлен сертификат о поверке прибора, которым должно было проводиться освидетельствование, не предъявлена целостность клейма подлежит отклонению, поскольку Груздев В.А. от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отказался.
Довод жалобы защитника Груздева В.А. - Морозова К.М. о том, что мировой судья неправомерно рассмотрел дело в отсутствие Груздева В.А. и его защитника, известивших суд о невозможности явки в судебное заседание в назначенное время и просивших об отложении судебного заседания, является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право пользоваться юридической помощью защитника является одним из прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поэтому на судью не возложена обязанность обеспечить участие в производстве по делу об административном правонарушении защитника. Кроме того, неявка защитника не является препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении назначалось на 19 октября 2021 года, 1 ноября 2021 года, 8 ноября 2021 года, 26 ноября 2021 года, 14 декабря 2021 года. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось по ходатайствам Груздева В.А, а также его защитника Морозова К.М. о невозможности явки Груздева В.А. в судебное заседание ввиду занятости на работе.
В судебное заседание, назначенное на 14 декабря 2021 года в 09 часов 00 минут, Груздев В.А. и его защитник Морозов К.М. вновь не явились. В суд поступило ходатайство Груздева В.А. об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого мировым судьей отказано ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание.
При таких обстоятельствах рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие Груздева В.А. и его защитника согласуется с требованием части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о наличии в деле неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу Груздева В.А, не соответствуют действительности, так как каких-либо неустранимых сомнений в его виновности по делу не усматривается.
Административное наказание назначено Груздеву В.А. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Учитывая изложенное оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Краснобаковского судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2021 года, решение судьи Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 4 марта 2022 года, вынесенные в отношении Груздева В А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Груздева В А - Морозова К М - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.