Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Вербышевой Ю.А. и Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обрезумовой О. Ю. к Брянской городской администрации, Комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации о признании незаконным решения, о признании права на однократное представление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма (дети-сироты), о возложении обязанности предоставить жилое помещение
по кассационной жалобе Обрезумовой О. Ю. на решение Советского районного суда г. Брянска от 7 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 г.
заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
Обрезумова О.Ю. обратилась в суд с иском Брянской городской администрации, Комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, просила суд признать отказ Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации включить Л.А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по городу Брянску - незаконным. Признать за Ларионовым Артёмом Андреевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в городе Брянске. Обязать Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации за счет субвенций из бюджета Брянской области предоставить Д.А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления в срок до 31 декабря 2021 года. Взыскать с Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации в пользу Обрезумовой О.Ю. государственную госпошлину в размере 300 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 7 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Обрезумова О.Ю. просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Судом установлено, что Л.А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку заочным решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 21 октября 2008 г. его мать лишена родительских прав. Постановлением Главы Муниципального образования Кандалакшский район от 13 ноября 2008 г. N над Л.А.А. установлена опека, приемным родителем назначена Обрезумова О.Ю.
На основании постановления администрации муниципального образования п. Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области от 2 октября 2019 г. N за Л.А.А. сохранено право пользования муниципальным жилым помещением по адресу: "адрес". В указанном жилом помещении Л.А.А. имел постоянную регистрацию.
Л.А.А. вместе с опекуном переехал в г. Брянск, в связи чем постановлением Брянской городской администрации от 20 сентября 2014 г. N-п поставлен на учет в Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации. Место жительства подопечного на период попечительства определено с приемным родителем Обрезумовой О.Ю. по адресу: "адрес".
С сентября 2014 г. по май 2019 г. Л.А.А. проходил обучение в МБОУ "Средняя общеобразовательная школаN 60 г. Брянска". С 1 сентября 2019 г. по настоящее время Л.А.А. обучается на очном отделении в ГБПОУ "Региональный железнодорожный техникум".
Обрезумова О.Ю, являясь опекуном Л.А.А, обратилась в Кандалакшский районный суд Мурманской области с иском о принудительном обмене жилого помещения, право пользования которым сохранено за подопечным на иное в г.Брянске.
Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 18 февраля 2020 г. в удовлетворении иска Обрезумовой О.Ю. отказано.
Обрезумова О.Ю. обратилась в администрацию муниципального образования Кандалакшский район о установлении факта невозможности проживания Л.А.А. в сохраненном за ним жилом помещении.
9 июля 2020 г. межведомственной комиссией по решению вопросов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот на территории муниципального образования Кандалакшский район дано заключение о невозможности проживания Л.А.А. по адресу "адрес", с указанием на отказ в обмене жилого помещения решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 18 февраля 2020 г.
Постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район N от 16 июля 2020 г. установлен факт невозможности проживания Л.А.А. в сохраненном за ним жилом помещении.
Постановлением Брянской городской администрации N-П от 9 сентября 2020 г. отказано во включении Л.А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 2 июля 2020 г. N-п, учитывая, что Л.А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
При рассмотрении обращения Обрезумовой О.Ю. было установлено, что в муниципальном помещении по вышеуказанному адресу, сохраненном за Л.А.А, общей площадью 60, 6 кв.м, зарегистрировано 3 человека, Л.Л.П. - мать, С.В.Н. - сын матери, Л.А.А, на каждого приходится по 20.2 кв.м, что более учетной нормы, (14 кв.м) утвержденной постановлением Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. N-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что оснований для включения Л.А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Брянской области на момент обращения Обрезумовой О.Ю. не имелось.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов сделаны с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ прямо предусмотрено, что указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства этих лиц.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. (пункте 12, раздел IV), указано, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц; местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей.
В пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка, в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3).
Правоотношения по вопросу исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, урегулированы положениями пунктов 23-39 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397.
В пункте 23 Правил формирования списка установлено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Обращаясь с заявлением к ответчику о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Обрезумова О.Ю. указывала на место жительства Л.А.А. в "адрес" по адресу: "адрес".
Определяя место жительства Л.А.А, с которым законодатель связывает место обеспечение жилым помещениями детей-сирот, суды указали, что опекун обратилась в уполномоченный орган г. Брянска по вопросу включения Л.А.А. в список без учета того, что проживание в г. Брянске по месту жительства опекуна носит временный характер, равно как и регистрация по месту пребывания при наличии у Л.А.А. постоянной регистрации.
Вместе с тем судами не было учтено, что в силу статей 20, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" местом жительства Л.А.А. с 14 августа 2014 г. является место жительств его опекуна г. Брянск.
С сентября 2014 г. по май 2019 г. Л.А.А. проходил обучение в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 60 г. Брянска".
С 1 сентября 2019 г. и на момент рассмотрения спора Л.А.А. обучается на очном отделении в ГБПОУ "Региональный железнодорожный техникум".
Из материалов дела усматривается, что местом жительства Л.А.А. на момент достижения возраста 18 лет, с которым закон связывает момент возникновения права на льготное обеспечение жилым помещением (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г, N 159-ФЗ), является г. Брянск.
По достижении возраста 18 лет по прежнему месту жительства в "адрес" Л.А.А. не возвращался.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Л.А.А. не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории Брянской области правильным признан быть не может.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.