Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при ведении протокола помощником судьи Работник Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-525/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе акционерного общества "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" на решение Московского городского суда от 22 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя акционерного общества "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" Калиниченко Д.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Агаркова В.С, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложены в новых редакциях и определены по состоянию соответственно на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года.
В пункт 15734 Перечня на 2021 год, в пункт 14931 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Акционерное общество "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" (далее - АО "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ") обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 15734 Перечня на 2021 год и пункта 14931 Перечня на 2022 год, указывая на то, что включенный в Перечни объект недвижимости принадлежит истцу на праве собственности. Здание не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение спорного здания в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 22 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Полагает, что здание не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что акт обследования фактического использования здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ N не подтверждает наличие в спорном здании 85, 07 % помещений, используемых для размещения офисов. Приложенные к акту материалы не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 % здания для размещения офисов и объектов общественного питания.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой города Москвы, а также Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены письменные возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Проанализировав положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также изменяющие его акты приняты уполномоченным органом, в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок принятия оспариваемого нормативного акта, вступление его в действие и порядок опубликования не нарушены и сторонами не оспариваются.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, установлен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 упомянутого закона (в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), если они расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных положений законов, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев.
Судом установлено, что спорное здание включено в Перечни 2021 - 2022 годов исходя из того, что оно фактически используется для размещения офисных помещений и объектов общественного питания.
Основанием для включения в Перечень послужил акт обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Акт 2020 года), согласно которому 85, 07 % общей площади здания используется для размещения офисов и объектов общественного питания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка (в редакции, действующей на момент проведения обследования) мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения проводятся Госинспекцией в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (Приложение 1 к Порядку) (пункт 3.1).
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении (пункт 3.4).
Судом установлено, что в Акте 2020 года указана площадь обследованных помещений, которая соответствует технической документации, фотографии обследованных помещений явно свидетельствуют об их использовании в качестве офисов и объектов общественного питания.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 Порядка к офисам относятся здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Из содержания Акта 2020 года и приложенных к нему фотографий видно, что в здании размещаются офисы и объекты общественного питания. Данных о том, что здании осуществляется производственная деятельность или некоммерческая деятельность, в акте обследования не зафиксировано.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6, участвовавший в обследовании здания и составлении Акта 2020 года, подтвердил выводы акта.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности административного истца, является аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом.
Признавая Акт 2020 года надлежащим доказательством по делу, суд пришел к верному выводу о том, что в акте обследования однозначно установлены признаки размещения в здании офисов и объектов общественного питания, общая площадь данных помещений превышает 20 % от общей площади здания, вывод госинспекторами сделан на основании визуального осмотра помещений и их фотофиксации, а также изучения и анализа поэтажных планов здания.
Из содержания экспликации к поэтажному плану здания следует, что площадь помещений, имеющих назначение "учрежденческие", составляет 2826, 8 кв. м, к объектам общественного питания относятся помещения площадью 587, 3 кв. м. Обстоятельств того, что в здании осуществляется производственная деятельность (в том числе размещение складов), не установлено, соответствующих доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что содержание Акта 2020 года подтверждает использование объекта недвижимости для размещения офисов и объектов общественного питания, соответствует пунктам 1.4, 3.4 и 3.5 Порядка, содержание фототаблицы, а также описательная и расчетная части акта однозначно подтверждают вывод Госинспекции о фактическом использовании здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Административным ответчиком представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни на 2020 - 2021 годы. Следовательно, суд правомерно отказал в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам административного истца, в Акте 2020 года произведен расчет фактического использования здания, в том числе для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В приложенной фототаблице зафиксированы убедительные факты использования указанного здания для размещения офисов и объектов общественного питания, площадь которых превышает 20 % от общей площади здания. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что Акт 2020 года является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что столовая не относится к объектам общественного питания, подлежит отклонению с учетом того, что согласно пунктам 3.1, 3.8 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" столовая относится к предприятиям (объектам) общественного питания.
Согласно подпункту 6 пункта 1.4 Порядка объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
Данных о том, что зафиксированные в Акте 2020 года объекты общественного питания предназначены и функционирует в целях обеспечения питанием конкретной организации, а посторонние лица не обслуживаются, в материалы дела не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 22 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.