Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Молчановой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1712/2021 по апелляционной жалобе Дроздова В.С, Ярцевой Н.Е, Касперской В.А, Лыбаневой И.О, Лезиной Е.В, Борисенкова А.В, Павловой О.В, Серебренниковой М.Н, Зеленовской А.Е, Гусаровой С.Б, Логинской С.В, Гайдаенко О.В, Зориной О.А, Петрухина П.В, Олейник Е.А, Демьяновой Е.С, Анисимовой Н.Д, Бирюковой Н.В, Матвеевой О.Е, Мацкевич И.А, Подкорытовой Н.А, Садреева Р.Ф, Горина Д.В, Шумбасова С.Ф. на решение Московского городского суда от 23 декабря 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Дроздова В.С, Ярцевой Н.Е, Касперской В.А, Лыбаневой И.О, Лезиной Е.В, Борисенкова А.В, Павловой О.В, Серебренниковой М.Н, Зеленовской А.Е, Гусаровой С.Б, Логинской С.В, Гайдаенко О.В, Зориной О.А, Петрухина П.В, Олейник Е.А, Демьяновой Е.С, Анисимовой Н.Д, Бирюковой Н.В, Матвеевой О.Е, Мацкевич И.А, Подкорытовой Н.А, Садреева Р.Ф, Горина Д.В, Шумбасова С.Ф. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Ярцевой Н.Е. - Шароновой В.С, представителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Кириченко Л.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Дроздов В.С, Ярцева Н.Е, Касперская В.А, Лыбанева И.О, Лезина Е.В, Борисенков А.В, Павлова О.В, Серебренникова М.Н, Зеленовская А.Е, Гусарова С.Б, Логинская С.В, Гайдаенко О.В, Зорина О.А, Петрухина П.В, Олейник Е.А, Демьянова Е.С, Анисимова Н.Д, Бирюкова Н.В, Матвеева О.Е, Мацкевич И.А, Подкорытова Н.А, Садреев Р.Ф, Горин Д.В, Шумбасов С.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили
об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес", в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года:
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 412 821 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 418 632 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 288 679 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 978 278 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 339 304 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 978 930 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 990 843 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 430 170 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 528 401 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 968 119 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 290 608 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 335 404 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 205 852 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 213 524 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 207 394 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 075 861 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 155 042 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 967 390 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 193 571 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 201 261 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 198 172 рубля;
об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес", в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года:
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 630 191 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 628 505 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 626 821 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 628 505 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 616 705 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 562 336 рублей.
В обоснование требований административные истцы указали на нарушение их прав как плательщиков налога на имущество, поскольку используемая для расчета налога кадастровая стоимость объектов недвижимости, не соответствует реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО "СпецФинКонсалтинг" N от 24 февраля 2021 года.
Решением Московского городского суда от 23 декабря 2021 года административные исковые требования Дроздова В.С, Ярцевой Н.Е, Касперской В.А, Лыбаневой И.О, Лезиной Е.В, Борисенкова А.В, Павловой О.В, Серебренниковой М.Н, Зеленовской А.Е, Гусаровой С.Б, Логинской С.В, Гайдаенко О.В, Зориной О.А, Петрухина П.В, Олейник Е.А, Демьяновой Е.С, Анисимовой Н.Д, Бирюковой Н.В, Матвеевой О.Е, Мацкевич И.А, Подкорытовой Н.А, Садреева Р.Ф, Горина Д.В, Шумбасова С.Ф. удовлетворены частично. Кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года:
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 611 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 751 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 872 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 729 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 291 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 441 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 549 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 746 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 14 497 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 786 000 рублей.
Отказано в удовлетворении исковых требований к Департаменту городского имущества города Москвы, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее - ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования"):
об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77 N, расположенных по адресу: "адрес"
об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77 N, расположенных по адресу: "адрес"
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов указывают на несоответствие заключений экспертов ООО "Консул Групп-оценка", ООО "Болари" положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Полагают, что судом и экспертами не учтено, что до 26 февраля 2019 года объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес" был включен в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП, в связи с чем административные истцы не могли заключать сделки с недвижимостью. В течение 2018 года административные истцы принимали меры по легализации строения, уплатили штрафные санкции за неправомерное изменение технико-экономических показателей объекта. Постановлением Правительства Москвы от 19 ноября 2019 года N 1527-ПП в отношении земельного участка по адресу "адрес", внесены изменения основных видов разрешенного использования, которые до настоящего времени в Управлении Росреестра не зарегистрированы.
От ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу административных истцов, в которых учреждение просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно материалам дела, административным истцам принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес" - нежилое помещение с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Касперской В.А. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Лыбаневой И.О. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Лезиной Е.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Борисенкову А.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Павловой О.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Серебренниковой М.Н. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Зеленовской А.Е. - нежилые помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Гусаровой С.Б. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Логинской С.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Гайдаенко О.В. - нежилые помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; с кадастровым номером N, площадью "данные
изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Зориной О.А. - нежилое помещение с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Петрухину П.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Олейник Е.А. - нежилые помещения с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Демьяновой Е.С. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Анисимовой Н.Д. - нежилое помещение с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Бирюковой Н.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Матвеевой О.Е. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Мацкевич И.А. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Подкорытовой Н.А. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Садрееву Р.Ф. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Горину Д.В. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое помещение, наименование нежилое помещение; Шумбасову С.Ф. - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение -
нежилое помещение, наименование нежилое помещение (выписки из Единого государственного реестра недвижимости, т. 1, л. д. 97-198).
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, и Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N51 "О налоге на имущество физических лиц" административные истцы являются плательщиками налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" и по состоянию на 1 января 2018 года составляет: в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 180 900 рублей 46 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 221 359 рублей 89 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 315 124 рубля 18 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 180 356 рублей 69 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 667 470 рублей 67 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 216 091 рубль 97 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 350 055 рублей 50 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 302 245 рублей 76 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 19 192 076 рублей 14 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 111 265 рублей 94 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 996658 рублей 42 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 221 086 рублей 66 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 800 123 рубля 81 копейка; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 867 286 рублей 74 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 813 558 рублей 60 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 667 470 рублей 67 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 356 156 рублей 42 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 730 396 рублей 90 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 692 606 рублей 44 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 759 813 рублей 56 копеек; нежилого
помещения с кадастровым номером N в размере 9 732 933 рубля 73 копейки. Актом ГБУ г..Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 19 марта 2019 года N определена кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 772 329 рублей 14 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 763 876 рублей 92 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 755 424 рубля 70 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 763 876 рублей 92 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 704 711 рублей 36 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 434 240 рублей 22 копейки (выписки из Единого государственного реестра недвижимости, т. 1 л. д. 70-96, т. 2, л. д. 82).
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера налоговых платежей.
В обоснование своих требований административные истцы представили отчет об оценке рыночной стоимости ООО "Региональная гильдия оценщиков" от 21 декабря 2020 года N, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости составляла: по состоянию на 1 января 2018 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 412 821 рубль; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 418 632 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 288 679 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 978 278 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 339 304 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 978 930 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 990 843 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 430 170 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 528 401 рубль; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 968 119 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 290 608 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 335 404 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 205 852 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 213 524 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 207 394 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 075 861 рубль; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 155 042 рубля; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 967 390 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 193 571 рубль; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 201 261 рубль; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 198 172 рубля; по состоянию на 1 января 2019 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 630 191 рубль; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 628 505 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 626 821 рубль; нежилого помещения с
кадастровым номером N в размере 628 505 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 616 705 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 562 336 рублей.
По ходатайству административных истцов по административному делу судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы, соответствует ли отчет об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Заключением эксперта ООО "Консул Групп-оценка" N N от 7 сентября 2021 года было установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Одновременно экспертом определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости: по состоянию на 1 января 2018 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 599 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 631 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 930 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 257 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 203 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 317 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 394 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 693 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 994 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 202 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 941 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 192 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 613 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 654 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 621 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 899 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 334 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 304 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 545 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 587 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 571 000 рублей; по состоянию на 1 января 2019 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 988 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 978 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 967 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 978 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 903 000
рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 558 000 рублей.
В связи с несогласием административных истцов с заключением судебной экспертизы, а также в связи с наличием сомнений в правильности подбора экспертом объектов-аналогов и применения корректировок, судом назначена повторная судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлены те же вопросы.
Заключением эксперта ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" N от 15 ноября 2021 года было повторно установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Одновременно экспертом определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости: по состоянию на 1 января 2018 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 611 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 751 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 872 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 729 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 291 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 441 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 549 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 746 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 14 497 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 786 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 7 851 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 141 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 256 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 325 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 265 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 084 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 794 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 8 114 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 142 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 211 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 186 000 рублей; по состоянию на 1 января 2019 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 116 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 100 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 085 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 100 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 4 997 000
рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 4 525 000 рублей.
Экспертом сделан вывод о том, что расхождение результатов повторной экспертизы с первичной произошло ввиду необоснованного учета в расчетах в качестве обременения объектов недвижимости риск их сноса как возведенных с нарушением действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении административный исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами N суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что их рыночная стоимость согласно экспертному заключению превышает кадастровую стоимость, и, поскольку целью обращения административных истцов в суд являлось снижение размера налоговых платежей, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объектов, оснований полагать, что их права в результате государственной кадастровой оценки были нарушены, не имеется.
По смыслу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации правовое положение налогоплательщика при разрешении спора, возбужденного в целях улучшения налогового статуса административного истца, не может быть ухудшено.
В отношении остальных объектов недвижимости размер кадастровой стоимости был установлен в размере рыночной стоимости на основании заключения повторной экспертизы.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что экспертное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенных исследований, указание на использованные методы оценки (сравнительный и доходный подходы) проведенные расчеты, обоснование отказа от использования затратного подхода, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, членство в СРО, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы апелляционной жалобы о допущенном экспертом нарушении действующего законодательства в области оценочной деятельности подлежат отклонению.
Так, экспертом обоснованно не применена понижающая корректировка в связи с включением здания по адресу: "адрес", в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", что повлекло приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на даты установления кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.
Из содержания названной нормы усматривается, что при оценке рыночной стоимости для целей установления ее в размере кадастровой, оценка проводится исходя из права собственности (допущение) без учета обременений и ограничений, за исключением ограничений, касающихся установления правового режима использования объекта недвижимости.
Принятие уполномоченным органом мер, направленных на пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, к ограничениям (обременениям), подлежащим учету при определении размера рыночной стоимости, не относится. Данных, указывающих на установление в отношении объекта недвижимости ограничений (обременений), связанных с регулированием использования территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации, не имеется.
На момент обращения в суд и рассмотрения дела судом объект недвижимости исключен из Перечня объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, в связи с добровольным устранением собственниками помещений допущенных нарушений.
При таком положении экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о наличии в нем противоречий в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не нашли.
Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дроздова В.С, Ярцевой Н.Е, Касперской В.А, Лыбаневой И.О, Лезиной Е.В, Борисенкова А.В, Павловой О.В, Серебренниковой М.Н, Зеленовской А.Е, Гусаровой С.Б, Логинской С.В, Гайдаенко О.В, Зориной О.А, Петрухина П.В, Олейник Е.А, Демьяновой Е.С, Анисимовой Н.Д, Бирюковой Н.В, Матвеевой О.Е, Мацкевич И.А, Подкорытовой Н.А, Садреева Р.Ф, Горина Д.В, Шумбасова С.Ф. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.